Идейная полемика славянофилов и западников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ. РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ ИДЕЙНАЯ ПОЛЕМИКА СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ ПОДГОТОВИЛ ПРОВЕРИЛ СТ. ГРУППЫ ГБ-22 ДОЦЕНТ, К.Ф.Н Левин. В Кириченко Е.Г ГОМЕЛЬ 2002г СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЙ 3. ПРОБЛЕМА ЗАПАДНИЧЕСТВА 4. СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36 ВВЕДЕНИЕ В ХIХ веке выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы. Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России.

Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации.

Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права. Славянофилы заняли противоположную позицию.

У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий.

Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию. 1.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. и К.К. Печатались преимущественно в журнале Москвитянин издали несколько сбор... Соловьев, Бердяев, Булгаков, Карсавин, Флоренский и др Западники, напр... были лишь формой постановки более существенного вопроса - о будущих со...

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЙ

ПРОБЛЕМА ЗАПАДНИЧЕСТВА Тот же Анненков признавал и тут с ним невозможн... Но русская идея, на которой основана эта политическая позиция, несоеди... При этом И. Она подчиняется народной вере и народному духу и лишь благодаря этому ... Аналогичную идею развивает В.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Различные теории и течения, постоянно охватывающие Россию, так и не привели страну к определенному решению, по какому пути идти. Россия движется по инерции.

Споры западников и славянофилов стали частью истории, но актуальность их просвечивает сквозь века. Можно отыскать множество источников противоречий между этими двумя философскими направлениями возможность политического обустройства, и ход исторического развития, и положение религии в государстве, образование, ценность народного наследия и т.д. Главная причина кроется в обширности территории страны, которая производила на свет личностей с совершенно противоположными взглядами на жизнь и на собственное положение в ней. Россия велика.

Увлечь одной идеологией ее народ очень сложно. Один из самых сложных вопросов русской философской мысли является вычленение русской народности. Россию населяют сотни народностей, и все они самобытны кто-то ближе к Востоку, а кто-то к Западу.

Разногласия в поисках лучшего пути для России возникали не случайно. Всегда надо было найти крайнего и отвечать на вопросы Кто виноват и Что делать. Эти вопросы вечны. Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних. Причем проиграли не только славянофилы в середине века, проиграли и народники к концу столетия. Россия пошла тогда по западному, т.е. капиталистическому пути развития.

XX век этот приговор можно сказать пересмотрел. Российский эксперимент, основанный на западноевропейской модели прогресса, потерпел тяжелое поражение. Потому что уничтожили святая святых - общину назвав это великим переломом по сравнению с которым перелом, пережитый страной в эпоху Петра, был не более чем легкой коррекцией ее естественного развития. СПИВОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Володин. А. Бедная русская мысльСвободная мысль, 1992, 5. 2. Володин А. Проблема Западничества.

Как она видится нам сегодня Свободная мысль, 7-8, 1994г. 3. Герцен. А. И. Собр. соч. В 30-ти тт. М. Наука, 1954-1960 г т.2, стр.24 4. Данилевский. Западничество в России. Книга. М 1991. С. 114-115 5. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов М. Наука, 1995 - 191 с. 6. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М 1989, стр. 289. 7. Лосев А. Владимир Соловьев и его время - М. Прогресс, 1990 720 с 8. Лосский Н.О. История русской философии - М. Высшая школа, 1991 479 9. Михайловский Н.К Соч. В 6-ти тт. Т. 3. СПб 1988, стр. 159. 10. Соловьев.

В. Западники, западничество. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 12 23. СПб 1994, стр. 244. 11. Элбакян Е.С. Славянофилы и религия век минувший и век нынешний. Кентавр 1997, стр. 120-130. 12. Философский энциклопедический словарь. Редкол. С.С. Аверинцев и др 2-е изд М. Сов.энциклопедия, 1989 814 с. 13. httpwww.mirvn.ruarticles10021891002189A. htm Курс философии.

Русская философия Электронная версия.