Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2006 году
Возникновение дихотомии Восток-Запад - Реферат, раздел Философия, - 2006 год - Восток-Запад по книге Васильева Л.С. Возникновение Дихотомии Восток-Запад. Для Того Чтобы Понять, Откуда Берёт Сво...
|
Возникновение дихотомии Восток-Запад. Для того чтобы понять, откуда берёт своё начало как Западная, так и Восточная цивилизация, давайте обратимся к Античным временам. C возникновения во второй трети I тысячелетия до н.э. античной Греции и берет начало дихотомия Восток - Запад, ибо именно с этого времени греки стали ощущать и фиксировать весьма заметные отличия своего образа жизни от образа жизни соседних с ними цивилизованных народов Востока, не говоря уже о нецивилизованных варварах. Сложившись на местной гомеровской основе, но, заимствовав кое-что и извне в частности, ориентируясь на финикийский эталон, античное общество сформировалось, прежде всего, на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания.
То и другое, вкупе с благоприятными географическими условиями привело к преобразованию доантичной в принципе близкой к типичной древневосточной структуры в кардинально отличную от нее античную.
Главным итогом трансформации структуры был выход на передний план почти неизвестных или, по крайней мере, слаборазвитых в то время во всем остальном мире частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства полиса. После реформ Солона начало VI в. до н.э. в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты - систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах римский термин res publica как раз и означает общественное дело, в управлении полисом систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, не говоря уже о его энергии, инициативе, предприимчивости и т.п. Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры.
Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других, прежде всего восточных, включая и финикийское, где ничего похожего, во всяком случае, в сколько-нибудь заметном объеме, никогда не было. Итак, начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры - европейская и неевропейская, причем вторая по времени появления - первая была представлена многими вариантами, различавшимися в разных районах мира, но принципиально сходными, однотипными в главном ей не были знакомы ни господствующая роль частной собственности, ни античное гражданское общество. Здесь важно заметить, что речь идет не только о разных типах социальной структуры. Гораздо важнее с точки зрения исторического процесса много более важным результатом происшедшей в древнегреческом обществе революции-мутации было то, что античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные.
Путем более быстрым, динамичным и результативным.
Именно на основе греческой античности были достигнуты в Древнем Риме впечатляющие успехи в области экономики, политической администрации, культуры. И когда наступила эпоха длительного кризиса, связанного с падением Рима и варварскими завоеваниями, что затем привело, как известно, к появлению средневекового феодализма, отнюдь не все эти достижения остались втуне.
Как раз напротив пройдя через полосу кризиса, на что ушло несколько долгих веков, средневековая Европа начала быстро и энергично возрождать античные нормы, принципы и институты вспомним торговые республики типа Венеции или Генуи, города в средневековой Европе со всеми их привилегиями и нормами самоуправления в период господства феодальных порядков, чем была заложена социально-экономическая основа эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, означала создание условий для быстрого и энергичного восстановления некоторых античных порядков, элементов античной структуры.
И именно последовавшее вскоре за этим, после Великих географических открытий, первоначальное накопление капитала создало материальную базу для вызревания в Европе капитализма.
Капитализм в этом смысле - детище европейского города и эпохи Возрождения, прямой наследник античности а не феодализма, как то подчас по инерции кое-кто себе представляет. Итак, европейский путь развития - это чередование структурных модификаций античная, феодальная, капиталистическая, при которых частнособственническая активность, хотя временами, в первые века феодализма, и отступавшая, в конечном счете была ведущей и структурообразующей.
Именно господство частной собственности, огражденное системой соответствующих политических, правовых и социокультурных институтов, породило капитализм и тем заложило основу бурного экономического развития не только Европы, но и всего остального мира. Без господства частнособственнических отношений капитализм не мог возникнуть - и в этом принципиальное отличие исторического пути всех неевропейских обществ от европейского, по крайней мере до эпохи колониализма, когда неевропейские страны одна за другой были втянуты капиталистической Европой в единое мировое рыночное хозяйство со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так каким же в свете сказанного следует считать путь развития неевропейских стран? И что же следует в этой связи считать Востоком? Если одна структура ведет к капиталистическому развитию в силу заложенных в ней потенций эволюции, а другая, отличная от нее, в силу тех же обстоятельств иные потенции к капитализму привести не может, то это и создает не просто несходство структур и путей развития, а как раз ту самую дихотомию. Иными словами, противостояние Восток - Запад при этом возрастает до уровня Символа.
И с этой точки зрения Восток уже не просто географический Восток, как его воспринимали античные греки и римляне, но в некотором смысле иной мир, основанный на иных порядках, что, впрочем, тоже было хорошо известно уже древним грекам - достаточно вспомнить их отношение к персам в период длительных греко-персидских войн, подробно описанных, в частности, Геродотом.
Таким образом, с античности уже была известна разница между европейским античным обществом и неевропейским миром, олицетворенным в то время хорошо известным грекам Востоком, будь то Египет, Вавилон или Персия.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Понятия межнациональный конфликт , исламский терроризм , увы, прочно входят в нашу жизнь. И это касается не только России, для которой, как для многонационального… Именно поэтому работы русских ученых, касающиеся проблемы Восток-Запад , их анализ сегодня актуален как никогда.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение дихотомии Восток-Запад
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов