Град земной и Град Божий

Град земной и Град Божий. Назначение человека, назначение человечества вот о чем размышляет Августин.

В последних двенадцати книгах 0 граде Божьем его апология превращается в широкомасштабное истолкование истории.

История предстает как борьба между, градом земным, государством этого мира, мирским сообществом, с одной стороны, и, градом Божьим, государством Бога, божественным сообществом, с другой.

В этом великом противостоянии государства мирского и государства божественного и заключается таинственная основа и смысл истории, которая одновременно является историей борьбы святого и не святого.

Происхождение двух сообществ относится к началу времен, когда падение возгордившихся ангелов, наделенных смешанной природой, привело к тому, что наряду с государством Божьим появилось второе сообщество государство дьявола. Тогда и возникла необходимость в восполнении образовавшейся в результате низвержения ангелов бреши причем за счет избранных представителей рода человеческого, до тех пор пока прежнее число граждан божественного сообщества не будет восстановлено. Однако Адам, который одновременно принадлежал и к божественному и к мирскому государствам, своим первым грехом повторил грех гордыни падших ангелов, и среди людей возникло земное мирское государство как полная противоположность государству божественному.

Первыми представителями этих государств-антагонистов были, с одной стороны, праведник Авель, с другой градостроитель и братоубийца Каин. Затем соответственно Израиль и языческие народы, град Бога Иерусалим и град дьявола Вавилон, и, наконец, на последнем этапе истории Рим новый Вавилон и католическая церковь.

По самой своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга принципиально У них различный господин и управитель у первого Бог, у второго боги и демоны. У них различные граждане в первом избранные праведники, исповедующие единого и истинного Бога, во втором отверженные почитатели богов и себялюбцы. У них различная позиция у первого опирающаяся на смирение любовь к Богу, доведенная до презрения к себе, у второго основанная на гордыни любовь к себе, доведенная до презрения к Богу. Зло это любовь к себе, надменная спесь, благо любовь к Богу, т.е. желание и любовь к благу истинному.

Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют Град небесный. Августин пишет Два града созданы двумя родами любви град земной любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный любовью к Богу, доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом, последний в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а величайшая слава для другого есть Бог, свидетель совести.

Один во славе своей возносит свою голову, второй же говорит своему Богу Ты, Господи слава моя, и Ты возносишь голову мою Пс 3, 4. В одном господствует похоть, руководящая и правителями, и народами его в другом служат друг другу по любви и повелевающие правители, и послушные им подчиненные. Первый град в лице своего правителя превозносит собственную силу второй же говорит своему Богу Возлюблю Тебя, Господи, крепость мою Пс 17, 2. Даже мудрые в первом граде, ведя жизнь человеческую, добивались благ тела или души, или того и другого вместе те же из них, кто смогли познать Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмышленое их сердце, называя себя мудрыми то есть превозносясь в своей гордыне и похваляясь своею мудростью, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся.

Именно к почитанию идолов этого рода пришли они и вожди, и ведомые и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки, аминь Рим 1, 21-25. В другом же граде вся человеческая мудрость в благочестии, в почитании истинных Богов, в ожидании как награды не только общества святых, но и ангелов да будет Бог все во всем 1Кор 15, 28. О граде Божьем, XIV, 28. Оба града имеют своих посланников на небе ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ.

На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и господином мира, гражданин небесного града пилигримом, странником.

Впрочем, первый правдою самою определен к вечному проклятию, второй к спасению во веки вечные. История предстает перед нами в свете, решительно незнакомом для греков.

Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают бег исторического времени первородный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома Церкви. Августин настаивает в конце Града Божьего на догме воскрешения. Плоть возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрированная, но плотью она все же останется Плоть станет духовною, подчинится духу, но будет плотью, не духом подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же остался духом, а не плотью.

История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела. 6.