Идеализм Платона

Идеализм Платона. Платон первый философ в истории философии, который понял, что история философии история борьбы двух типов философов которые позднее стали называть себя идеалистами и материалистами.

Одни вс совлекают с неба и из области невидимого на землю утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, другие утверждают, что истинное бытие это некие умопостигаемые и бестелесные идеи Софист.

При этом Платон говорит о борьбе между этими двумя типами философов. Учение Платона система объективного идеализма. Дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания и первично по отношению к природе. Предоставим слово Платону Кто последовательно поднимается по ступеням созерцания, тот увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно ни возникает, ни уничтожается ни увеличивается, ни убывает далее, оно не так, что прекрасно здесь, безобразно там ни что оно то прекрасно, то не прекрасно ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно. Прекрасное не предстанет перед созерцающим его идею в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом, например, в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или каком-либо другом предмете Пир. Платон не может найти ничего самого в себе прекрасного в мире чувственных вещей.

Но характеристика прекрасного, описанного в диалоге Пир дает возможность установить ряд важных черт платоновского определения прекрасного и вместе с тем признаков каждого вида еЯдпт, каждой идеи. Эти признаки объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т.д. Платоновское прекрасное сверхчувственная причина и образец всех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире, безусловный источник их реальности в той мере, в какой она для них возможна. Идея прекрасного сущность чувственно не воспринимаемая, бесформенная.

Так характеризуется истинно-сущее в Федре. Местопребывание идей - наднебесные места вне пространства и времени.

В этом значении идея резко противопоставляется у Платона всем е чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей.

Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного. По Платону прекрасное одна из высших идей, но наивысшая идея идея блага. Благо не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности Государство VI. Учение Платона об идее блага как о высшей идее сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но также идеализма телеологического.

Вс стремится достигнуть блага, хотя как чувственные вещи неспособно его достигнуть. Стремясь к достижению блага, душа стремится к знанию о благе. Так как критерий всякого относительного блага благо безусловное, то, по Платону, наивысшее из всех учений философии учение об идее блага. Блага для Платона выше бытия и выше человеческого познания. Но некоторые черты блага вс же могут быть уловлены. Платон отождествлял в некотором смысле благо с разумом.

Так как разумность обнаруживается в целесообразности, то благо Платон сближает с целесообразным. Но целесообразность есть, по Платону, соответствие вещи е идее. Отсюда получается, что постигнуть, в чем благо вещи, значит постигнуть е идею. В свою очередь, постигнуть идею значит свести многообразие чувственных причинно обусловленных явлений идеи к их сверхчувственному и целесообразному единству. Однако чем более резкими чертами характеризовал Платон идеальную, сверхчувственную природу эйдосов, или идей, тем труднее ему было объяснить, каким образом их сущность может быть предметом познания. 3.