рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Объективный идеализм Платона, Философский взгляд П Я Чаадаева на судьбу России

Объективный идеализм Платона, Философский взгляд П Я Чаадаева на судьбу России - Реферат, раздел Философия, Студент 4-Го Курса Заочного Отделения Ммф Забелло Кирилл Валерьевич Реферат ...

Студент 4-го курса заочного отделения ММФ Забелло Кирилл Валерьевич Реферат Темы реферата 1. Объективный идеализм Платона 2. Философский взгляд П. Я. Чаадаева на судьбу России Я начинаю с положения, что есть нечто само в себе прекрасное, доброе, великое и иное прочее Федон. Часть 1-я. Объективный идеализм Платона.Общий план работы 1. Жизнь и сочинения Платона. 2. Идеализм Платона. 3. Идеи и чувственный мир. 4. Теория познания Платона. 5. Диалектика знания. 6. Виды знания. 7. Диалектика родов бытия. 8. Учение Платона об обществе и государстве. 9. Заключение. 1. Жизнь и сочинения Платона. Платон родился в 427г до н.э. на острове Этна. Он учился философии Кратила, последователя Гераклита, затем стал учеником Сократа.

После смерти Сократа в 399г до н.э. Платон покидает родину на 12 лет. За это время он посещает, в том числе и Египет, Южную Италию и Сицилию.

Посещение Египта сыграло важную роль в формировании научных, политических и политико-экономических воззрений Платона. Впечатления от кастового устройства египетского общества, от бытовавших в Египте фиксированных форм разделения труда нашли отражение в проекте идеального государства Платона. Из Египта Платон отправляется в Кирену, затем в Южную Италию в Тарент, где на Платона произвела глубокое впечатление личность пифагорейца Архита видного государственного деятеля, стратега, ученого.

Платону импонировало в Архите сочетание политической и научной деятельности в одном лице не менее, чем содержание его научных результатов. В Таренте Платон ознакомился с учением пифагорейцев и с результатами их математических исследований. Затем из Южной Италии Платон переехал в Сицилию с Сиракузы, где сблизился с Дионом, родственником тирана Сиракуз Дионисия. В 387г до н.э. Платон вернулся в Афины, где основал в роще героя Академа свою школу, позже названную Академией.

Впоследствии Академия стала крупным очагом развития греческой математики. Платон не остался навсегда в Афинах. Он дважды посещал Сицилию при преемнике Дионисия I Дионисии II , получившем власть в 367г до н.э. Платон хотел осуществить свой проект идеального государства. Но попытки вмешаться в ход политических событий не увенчались успехом, и Платон вернулся в Афины, где и провел остаток своей жизни. Платон первый крупнейший философ, от которого до нашего времени дошли все или почти все его сочинения.

Но учение, излагаемое в них не свободно от противоречий. Есть сочинения, в которых Платон подвергает собственную теорию идей острой критике. Отсюда возник знаменитый Платонов вопрос о подлинности дошедших до нас сочинений Платона и хронологии их написания. Но с применением так называемого стилометрического критерия удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних, так называемых сократических, исследующих понятия этики, и заканчивая наиболее поздними, ряд которых замыкают Законы.

К первой сократической - группе были отнесены Апология Сократа, Евтифрон, Критон, Хармид, Лахес, Протагор, Менон, Евтидем и Горгий. Во вторую группу вошли Кратил, Пир, Федон и первая книга Государства. Третью группу составил остальные книги Государства, Федр, Теэтет, Парменид. В четвертую группу вошли Софист, политик, Филеб, Тимей, Критий и Законы. Но подлинность остается вероятной и в отношении таких неясных в своей хронологии диалогов как Ион, сильно заподозренный критикой, и как Гиппий Больший, несомненно возвещающий начало будущей теории идей. 2.

Идеализм Платона

По Платону прекрасное одна из высших идей, но наивысшая идея идея благ... Благо не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше предело... Дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого... Эти признаки объективность, безотносительность, независимость от всех ... .

Идеи и чувственный мир

Глубокое отличие идей от одноименных и обнимаемых ими чувственных веще... Миру истинно0сущего бытия, или миру идей, у Платона противостоит не ми... Этот мир сопричастен бытию и небытию, совмещает в себе противоположные... Например идеи высших ценностей блага, истины, прекрасного, справедливо... Однако иерархия идей нигде не сложилась в четко очерченную и разработа...

Теория познания Платона

2. 3. В Меноне сопоставляется правильное мнение и знание. Правильное мнение ... Оно лишено ценности до тех пор, пока кто-нибудь не свяжет его размышле... Знание и чувственность сближаются до слияния, до неразличимости.

Диалектика знания

Платоновское благо и знание и бытие. Узнай же теперь и другую часть мыслимого е касается ум силою диалектик... Рассматривая идеи, философ может или рассматривать их реализацию в мир... . Диалектические исследования Платона не совпадают с тем, что он сам наз...

Виды знания

Основное разделение деление на знание интеллектуальное и чувственное. Интеллектуальное знание делится на мышление и рассудок. Мышление - деятельность ума, свободная от чувств, созерцающая интеллек... Так знает прекрасное тот, кто мыслит о самых прекрасных вещах, кто раз... По Платону математические объекты родственны одновременно и вещам и ид...

Диалектика родов бытия

Движение несовместимо с покоем, но так как движение и покой существуют... Здесь бытие, поскольку оно рассматривается само по себе, едино, вечно,... Но бытие, рассматриваемое через сво иное, множественно, возникает, сод... Бытие как по своей природе, так и по своему понятию необходимо заключа... 8.

Учение Платона об обществе и государстве

Утопией Платона руководят как в олигархии, немногие. В государстве Платона каждый человек занимается строго определнным дел... Однако ребнок, родившийся в семье рабочих, может стать воином или прав... правители обязаны исследовать нравственные задатки детей и распределят... Стражи живут в лагерях, стоящих отдельно от построек рабочих и земледе...

Заключение

Заключение. Учение Платона, создавшего систему воззрений объективного идеализма полно противоречий. Платон разработал вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики.

Всесторонний охват изучаемых предметов, огромная одарнность, глубина разработки делают учение Платона источником влияния, далеко выходящего за рамки общества, в котором он жил и работал. Часть 2-я. Философский взгляд П. Я. Чаадаева На судьбу России. Петр Яковлевич Чаадаев 1794 1856 человек особого склада, сложной судьбы, ни на кого не похожий в мировой истории. Рано став сиротой, Петр воспитывался в семье самого видного историка екатирининских времен М. М. Щербатова, где он приобщился к основам мировой культуры к пятнадцати годам свободно владел английским и немецким языками, а французский стал вторым родным языком. В четырнадцать лет Чаадаев стал студентом Московского университета, а в восемнадцать офицером русской армии, сражавшейся с армией Наполеона.

Юный Чаадаев знакомится с философскими системами Локка и Декарта, Фихте и Шеллинга, собирает коллекцию книг древних и современных авторов. Любопытно, что, по прошествии нескольких лет, сам Шеллинг будет расспрашивать русских о Чаадаеве.

Консул в Мюнхене И. С. Гагарин сообщал, что немецкий философ считал Чаадаева самым умным из известных русских. Блестящая воинская карьера Чаадаева таинственно оборвалась на взлете. Чаадаеву было предложено стать флигель-адъютантом самого императора Александра Первого, но в декабре 1820г. он подат в отставку, о причинах которой никто не знает до сих пор. На вопрос, почему он ушел, Чаадаев ответил стало быть, мне так надо было. Чаадаев, вернувшийся из Западной Европы, застал в России, как замечал Герцен, другое общество и другой тон. Как молод я ни был, но я помню, как наглядно высшее общество пало и стало грязнее, раболепнее с воцарением Николая.

Духовной основой этого эфемерного грандиозного здания всеобщего умиротворения явилось суждение шефа жандармов Бенкендорфа Прошедшее России было удивительно, е настоящее более чем великолепно, что же касается его будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое смелое воображение вот, мой друг, точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана.

И в это время появляется Философическое письмо Чаадаева, о котором Александр Герцен сказал Письмо Чаадаева было своего рода последнее слово, рубеж. Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь, тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утрате или о том, что его е будет все равно надобно было проснуться. Чаадаев подошел к оценке места России в мире с глобальных позиций.

Раскинувшись между Востоком и Западом Россия должна объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара. Но это в возможности, в потенции, в скрытом состоянии, не реализовано. В реальности же мы никогда не шли об руку с другими народами, мы не принадлежим ни западу, ни Востоку и у нас нет традиций ни того ни другого. Чаадаев говорит о вневременности России стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. Мы так странно движемся во времени, пишет Чаадаев, что по мере движения вперед пережитое пропадает для нас безвозвратно мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и будущего, среди плоского застоя Можно заметить, что и в наше время это утверждение остается справедливым. Ведь после октября семнадцатого года пытались отринуть российскую историю как проклятое прошлое.

И после августа девяносто первого пытаются забыть все семьдесят пять лет советского существования.

Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии, которая не ведет к цели. Однако нельзя приписывать Чаадаеву стремление преобразовать Россию на западный манер. Чаадаев понимал всю бессмысленность таких замыслов. Сближение России с Западом, по Чаадаеву, может осуществиться лишь на общей христианской основе. Православие должно реформироваться, но не в сторону католичества. Просто вера в России должна стать живой, жизненной, действенной, она должна пробуждать энергию.

Плод христианства, писал Чаадаев, для нас не созревал мы должны повторить на себе вс воспитание рода человеческого. Поэтому, заключает мыслитель, нам незачем бежать за другими, нам следует оценить себя, понять, что мы такое, выйти из лжи Только тогда мы пойдм вперд и пойдм быстрее других. Мне нравятся слова Чаадаева о патриотизме Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоннной головой, с закрытыми устами Я люблю мо отечество, как Птр Великий научил меня любить его. Патриотизм не состоит в безотчтном восхвалении всего своего и неприятии всего чужого. Чаадаев точно определил мерки своего истинного патриотизма.

В Апологии сумасшедшего он пишет, что может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина. Незадолго до смерти Чаадаев снова и снова возвращается к судьбе России. Он отвергает убаюкивающие рассуждения о самой счастливой и самой могущественной стране.

В сочинениях, написанных после первого письма он выразил свои надежды на преображение России, которое произойдт, когда народ России проникнется идеей, которая ему доверена и которою он призвал осуществить. Чаадаев один из первых в России и не только в России разрабатывал философию истории. Он считал, что история ключ к пониманию народов, их судьбы, что наука накопила достаточное количество данных их нужно осмыслить, и простой хронологизм и фактособирательство здесь не помогут.

Необходимо осмыслить прошлое России для того, чтобы оценить е современное состояние и будущее. Россия предстала под пером Чаадаева пространством на обочине истории. Весь мир перестраивался заново, писал философ, а у нас ничего не созидалось мы по - прежнему прозябли, забившись в свои лачуги, сложенные из брвен и соломы Причина этой вековой отсталости приверженность к дряхлым византийским древностям, отчуждение от западного мира, неподвижность православия по отношению к энергичному и организованному католицизму.

Русский народ предстат под пером Чаадаева не богоизбранным, не богоносным ведь таких вообще не существует, а богооставленным, отброшенным на обочину истории. Но при всм значении, которое он придавал религии, она рассматривалась им как сила, влияющая на общество, культуру, нравственность, поведение людей, а не как самоцель. Птр Яковлевич полагал, что преимущества исторической молодости вс же принесут плоды. Великие идеи свободы, просвещения, разума, говорил он, найдут у нас более удобную почву для своего осуществления, чем где-либо, потому что не встретят ни закоренелых предрассудков, ни старых привычек, ни упорной рутины.

Это первое преимущество России девственность, нетронутость национального самосознания в отличие от Запада, имеющего не только тысячелетний духовный опыт, но и тяжлый груз привычек, предрассудков, догм. Второе преимущество России молодость. Она не замкнута, открыта, свободна для восприятия любого опыта и любой культуры.

Чаадаев в сво время заметил один достаточно очевидный факт, который, к сожалению, и в ноше время мало кто замечает. Он писал одному из своих друзей В нас есть, на мой взгляд, изумительная странность. Мы сваливаем всю вину на правительство. Правительство делает сво дело, только и всего, давайте делать сво. Народ сам творит свою судьбу. Запад должен научить Россию активности, внешней деятельности. Восток духовной сосредоточенности. Как это совместить Путь Чаадаева это поиск единства веры и разума, науки, философии, религии.

В послании Александру Тургеневу Чаадаев пишет Мы призваны обучить Европу бесконечному множеству вещей, которых ей не понять без этого Придт день, когда мы станем умственным средоточием Европы. Таким будет логический результат нашего долгого одиночества вс великое приходит из пустыни. Список используемой литературы В. Ф. Асмус Античная философия Москва Высшая школа 2003 г. А. И. Новиков История русской философии Санкт-Петербург 1998 г.

– Конец работы –

Используемые теги: объективный, идеализм, Платона, Философский, взгляд, Чаадаева, судьбу, России0.115

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Объективный идеализм Платона, Философский взгляд П Я Чаадаева на судьбу России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философские взгляды Платона и Аристотеля
И так как "на первых же порах своего развития греческая философия разрывает связь с народными религиозными представлениями, то люди преданные… Греческая философская мысль была достаточно разнообразна в своем развитии,… А раз познать предмет невозможно, то надо принимать его таким, как он представляется.

Философские взгляды Платона в диалоге "Федр"
Раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души. В «Федре» запечатлены важные стороны учения… Но эти вещи – лишь тень, образ вещей истинных, которые Платон называет… Притом, Платон не просто применяет общеизвестные мифы, он и сам – выдающийся и вдохновенный миротворец.В «Федре» он не…

Социально-политические и философские взгляды П. Чаадаева
Во время Отечественной войны 1812 г в действующей армии. Он участник Бородинского сражения, сражения под Кульмом.Еще до войны, интересуясь… В том же году Чаадаев дает согласие И. Д. Якушкину вступить в другое тайной… Но декабристом Чаадаев не стал при всем сочувствии к их идеям и взглядам (антикрепостничество, вера в просвещение, …

Чаадаев о России
Но именно попытка Чаадаева, произведенная в столь обобщающей форме, выявляющая целый ряд исторических закономерностей производящая их сопоставление… И в этом смысле Философские письма являются произведением поистине… Все это относится, прежде всего к философическим письмам.Совокупность решений названных трех составляющих частей…

Судьба золотого запаса царской России
Благодарясвоим уникальным физико-химическим и механическим свойствам оно все шире входитв сферу промышленного производства, особенно в отраслях… Переходот строго централизованной экономики к свободным рыночным отношениям и… Те страны, которые не имели своих месторождений золота, старались какможно больше его покупать за границей.

год России в Испании и Испании в России

Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на духовную жизнь России
Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью… Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы,… Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой религии.Именно она призвана…

Аристотель. Основные философские взгляды
Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально. Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма: 1. Эйдос (идея) вещи… Общая формулировка четырехпринципной структуры вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная…

Политические взгляды Платона
В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство,идеальный образец и его многократные повторения… Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а… В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души…

МЫ И ОНИ. Краткий курс выживания в России Мы и Они. Краткий курс выживания в России
Мы и Они Краткий курс выживания в России... Владимир Соловьев...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Эволюция философских взглядов Л.Н. Толстого Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле.Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее… Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти… Для него очень важны эти изначальные «неизмеримые законы человеческого духа» , менее всего исследованные наукой и…
  • Современные тенденции в международной торговле сырьевыми товарами. Место и роль России и Дальнего Востока России В наше время создать производство, отвечающее самым современным требованиям технологии, организации производства и труда, опираясь только на… Развитие внешнеэкономических связей требует, прежде всего, изучения мирового… В экономической политике большинства стран мира акцент по-прежнему делается на использовании частной инициативы,…
  • Философские взгляды Чернышевского Он воплотил в себе лучшие черты русского народа- ясный ум , стойкий характер, могучее стремление к свободе. Его жизнь - пример великого гражданского… С сочинениями Чернышевского философская мысль в России значительно расширила… Глубокий и специальный интерес к философии возник еще у юноши Чернышевского на университетской скамье , хотя в самом…
  • "Бердяев Н. "Судьба России" Но с другой стороны Бердяев считает, что «Германия есть в совершенстве организованное и дисциплинированное бессилие. Она надорвалась, истощилась и… Все одинаково будут побеждены». Как это перекликается с происходящими в… По сравнению с этой перспективой вся мировая война есть лишь семейная распря». Бердяев прогнозирует, что после…
  • Рыночная экономика в России и вхождение России в мировой рынок Перед этим реферат стоят следующие задачи 1. Что такое рыночная экономика 2. Как она развивается в России 3. Россия, как один из участников на… Сравнить ее с другими развивающимися странами. Это нужно и необходимо делать,… Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. Макроэкономическая…