Диалектика знания

Диалектика знания. Диалектические исследования Платона не совпадают с тем, что он сам назвал диалектикой - сведение видов к родам и разделение родов на виды. У Платона имеется более широкое понятие о диалектике, связанное с его учением о бытии, знании и об отношении между бытием и знанием.

По Платону идея блага не есть ни бытие, ни знание. Рассматривая идеи, философ может или рассматривать их реализацию в мире вещей, или подниматься в мысли до их начала, пребывающего выше всякого знания. Род познаваемого, познаваемый только мыслью, Платон называет мыслимым. В мыслимом имеются две части. Для отыскания первой душа основывается на предположениях и не доходит до начала, так как не может подняться выше предположений, но пользуется самими образами или подобиями, запечетлевающимися на земных предметах.

Есть вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения идей. Душа идет не к концу, а к началу все гипотезы сводятся к идее блага как к тому, что пребывает выше знания и любых предположений. Узнай же теперь и другую часть мыслимого е касается ум силою диалектики, делая предположения не начала а в существенном смысле предположения, как бы ступени и усилия, пока не дойдет до непредположительного, до начала всего.

Коснувшись же его и держась того, что с ним соприкасается, он, таким образом, опять нисходит к концу и уже не трогает ничего чувственного, но имеет дело с идеями, через идеи, для идей и оканчивает на идеях Государство VI. Платоновское благо и знание и бытие. Благо имманентно по отношению к знанию и бытию, так как оно их источник и основная их сила. В то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию. 6.