Диалектика родов бытия

Диалектика родов бытия.

Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей совершеннейшее, по Платону, знание Платон называет диалектикой. Диалектика Платона прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или идеях. В Софисте Платона доказывается, что должна быть отвергнута не только безусловная подвижность, но и безусловная неподвижность сущего. Движение несовместимо с покоем, но так как движение и покой существуют, то бытие должно быть совместимо и с движением, и с покоем. Каждый из этих трех видов есть одновременно и тождественное по отношению к самому себе, и иное по отношению к остальным родам.

Тождественное и иное отличны от бытия, движения и покоя. В учении Платона об ином важно отметить, что бытие, движение, покой, тождественное причастны к роду иного. Движение есть одновременно и бытие, и небытие небытие поскольку причастно иному и, следовательно, есть иное чем бытие, т.е. небытие. Небытие, о котором идет речь, не есть нечто совершенно противоположное бытию, а лишь иное, чем бытие.

В Пармениде развивается диалектика единого и многого. Здесь бытие, поскольку оно рассматривается само по себе, едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию. Но бытие, рассматриваемое через сво иное, множественно, возникает, содержит в себе различия, изменчиво, подвижно и подлежит страданию. Поэтому бытие и едино и множественно, и покоится и не покоится, и движется и не движется, и неизменно и изменчиво, и вечно и преходяще, и страдает и не страдает. Бытие как по своей природе, так и по своему понятию необходимо заключает в себе противоположные определения.

Платоновская диалектика в XIX в. несомненно оказала значительное влияние на разработку диалектики Гегелем. Важную особенность диалектики Платона составляет то, что противоположные определения сущего, развиваемые им, не означают отказа от принципа непротиворечия. Все определения бытия у Платона мыслятся как противоположные друг другу, но отнюдь не как противоречащие в одном и том же отношении.

Платон высказывает закон противоречия, или, точнее, закон немыслимости противоречия, согласно которому невозможно и недопустимо мыслить противоречащие утверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении. Притом в Федоне Платон разъясняет, что не только идеям, но и качествам чувственных вещей принадлежит свойство, по которому в отношении этих вещей не могут быть утверждаемы противоречащие определения. 8.