Учение Платона об обществе и государстве

Учение Платона об обществе и государстве.

Платон выделяет следующие отрицательные формы государства тимократия т.е. власть, основанная на господстве честолюбцев олигархия господство немногих над большинством демократия власть и управление большинства тирания власть одного над всеми в обществе. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной. Утопией Платона руководят как в олигархии, немногие. Но, в отличие от олигархии, этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством во первых, в силу природных и тому задатков и одарнности во вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.

Общество в утопии Платона делится на три класса или касты работники, воины - стражи и правители философы. В государстве Платона каждый человек занимается строго определнным делом, причм значение разделения труда Платон рассматривает не с точки зрения работника, а с точки зрения потребителя каждая вещь производится легче и лучше и в большем количестве, когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив другие занятия.

Класс граждан, производящий необходимые для государства продукты либо так или иначе способствующий производству и созиданию порождаемых им потребительных ценностей является низшим разрядом или классом в иерархии государства Платона. Необходимость обособления классов воинов стражей и правителей философов от класса рабочих основывается на отличии их нравственных качеств.

А именно нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов стражей и в особенности ниже правителей государства. Однако ребнок, родившийся в семье рабочих, может стать воином или правителем т.к. правители обязаны исследовать нравственные задатки детей и распределять их в соответствии с этими задатками между тремя основными классами государства. Из исследования отрицательных типов государства Платон извлк вывод, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в господстве материальных интересов, в их влиянии на поведение людей.

Весь распорядок жизни стражей направлен на ограждение их от губительного влияния личной собственности и денег, золота, других драгоценных металлов. Стражи живут в лагерях, стоящих отдельно от построек рабочих и земледельцев, имеют только самое необходимое для жизни и исполнения своих обязанностей. По Платону женщины также могут исполнять обязанности стражей.

Детей, рожднных женщинами стражами, сразу после рождения отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожднных направляют к кормилицам, а худших, дефективных обрекают на смерть в скрытом месте. Все стражи мужчинами считаются отцами всех детей, а все жнщины общими жнами всех стражей. Общность достояния, отсутствие личной собственности, невозможность е возникновения, сохранения и приумножения делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений, тогда как в существующем греческом обществе все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников.

Отсутствие раздоров внутри класса воинов - стражей сделает, в свой черд, невозможным ни раздор внутри нижнего класса работников, ни восстание их против обоих высших классов.