Идеализм Платона

Идеализм Платона. Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен.

Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности.

И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Идеи определяют воспринимаемую человеком жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесформенной, темной, текучей, бесконечной материи.

Сама материя ничего не может породить. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой идей, которые она уже созерцала.

Истинное знание дает только мышление. Мышление же это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. 3. Учение о душе 3.1.