Космическая душа

Космическая душа. В диалоге «Тимей» Платон говорит, что душа есть везде, что она распространена по всему протяжению космоса и облекает его извне – «…душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена». Это в очередной раз подтверждает мысль Платона о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью.

Душа проникает во всё и всё наполняет смыслом. Душа сама является космосом, ибо она — его истина. Ничто не выходит за пределы души, она всегда пребывает в себе самой. Для души нет ничего иного, ибо всё иное — её. Исходя из себя самой, душа возвращается лишь к себе. «Это абсолютный род есть дух, движение которого есть постоянное возвращение в него самого, так что для него нет ничего такого, чем он не был бы сам в себе». Душе не требуется ничего, ибо всё находится в ней. И бессмертна она потому, что сама является причиной собственной жизни и живёт собой. Душа представляет собой «смесь тождественного, иного и сущности». Сущность состоит из иного и тождественного.

Главным образом, следует обратить внимание на то, что Платон называет сущностью души. Она преимущественно характеризует душу. Сущность – это то, что позволяет душе оставаться собой при соприкосновении с иным, и в то же время становиться этим иным, улавливая его идею. Тогда как момент тождественного означает тождественность души самой себе (она существует только в себе), а момент иного означает, что душа может становиться иной себе, отчуждаться от себя. Сущность же являет собой душу как истину в себе, субъективную истину (тождественность души себе) и истину саму по себе, объективную истину.

Душа и мир внутренне тождественны.

Космос — это душа, а душа — это космос. Движение души в космосе вокруг себя самой, неизменно истинные суждения её о каждой вещи как имеющей отношение к иному, так и к тождественному, и является властью души над космосом, «это и есть сущность мира как блаженного внутри Себя Бога; лишь здесь завершается идея целого и лишь в согласии с этой идеей появляется мир». Также и в вещах есть иное, тождественное и сущность.

Иное в вещи — это её небытие. Тождественность вещи самой себе доступна только нашей душе. То что есть эта вещь сама по себе (идея вещи) познать мы можем только с помощью души. Нашей душе также доступна и ложь каждой вещи, её небытие, её иное. Но в отличие от тела, которому вещь в ощущении только и предстаёт в этом своём ином, случайном, в котором тело как бы теряется, не находя тождественного и постоянного в вещи, то душа, соприкоснувшись с вещью знает и её иное, и тождественное.

Мир начинает существовать только в нашей душе, ибо познан он может быть только ею. Душа совпадает с космосом, её объективность совпадает с её субъективностью. Всё, что предстаёт перед ней, есть она сама. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она ни взглянула своим мысленным взором — всё её, нет ничего чужого ей, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она — всё. 3.4.