Проблема блага в истории мировой культуры

Проблема блага в истории мировой культуры. В самом общем виде во все времена под благом понималось нечто та¬кое, что имело для человека положительное значение, позитивный смысл.

Однако в исследовании конкретных форм существования бла¬га уже в эпоху Античности наметились разные подходы.

Демокрит под благом понимал счастье как «жизнь по правде», как подчинение не установленным кем-то законам, а требованиям приро¬ды, как согласование своих поступков с требованиями самой жизни. Будучи благом высшего порядка, счастье проявляется в нескольких формах: эвтюмии (спокойное и ровное настроение, хорошее располо¬жение духа), евесто (внутренняя устойчивость человека, его невозму¬тимость), гармонии (симметрия во всем, соблюдение меры), атарак¬сии (безмятежность) и этамбии (неустрашимость). Реализация этих форм счастья обеспечивает человеку свободу, а государству — спра¬ведливость.

Таким образом, Демокрит рассматривал благо в нераз¬рывном единстве со счастьем, свободой и справедливостью. Сократ, как известно, высшим качеством человека считал муд¬рость как единство знания и умения различать добро и зло, а также практически реализовывать добродетели, прежде всего — законопо-слушание. Причем законопослушание, по Сократу, должно быть аб¬солютным. Отождествляя закон и справедливость, он считал любые законы справедливыми.

Отвечая на вопрос своего учителя, Платон дал первое известное философское определение блага: «Благо — то, что существует ради него самого». Однако подчеркнутая неутилитарность блага вовсе не означает, что его конкретные проявления (их Платон называет множество: красота, соразмерность, истина, и др.) не приносят пользу че¬ловеку и обществу. Истинное благо (среди них и закон) Платон срав¬нивает с Солнцем — оно делает мир «умопостигаемым» и видимым.

Ученик Платона Аристотель ввел в научный обиход понятие «выс¬шее благо», понимая под ним «правильное государство». Как известно, в ряду правильных государств Аристотель отдавал предпочтение «по-литии» как власти средних, заботящихся об общих интересах. В пра¬вильном государстве, считал Аристотель, отдельный человек имеет возможность реализовать свою политическую сущность, т.е. быть полноправным гражданином полиса. В таком государстве установле¬ны справедливые законы, поэтому человек чувствует себя комфортно и обретает индивидуальное благо.

А на его основе возникает и форми¬руется благо всех как естественное и справедливое сосуществование людей и сообществ. Высшее благо у Сенеки — это осознание своей жиз¬ни, приведение ее в соответствие с природой вещей, это свобода чело¬века от пороков и страстей, от рабской зависимости, в которой его дер¬жат вещи и наслаждения. «Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное», — утверждал великий мыслитель.

Избавление, свобо¬да от рабства в самом широком его смысле и есть высшее благо. В XVII—XVIII вв. развитие философии идет по пути рационализма. Так, например, Р. Декарт отождествлял высшее благо с процессом позна¬ния истины, выявлением первопричин, Б. Спиноза — со свободой, кото¬рая немыслима без разума. Свобода в его понимании — это подчинение страстей разуму, это действие на основе познания необходимости. Родоначальник классической немецкой философии И. Кант рас¬сматривал благо как единство разума, долга и свободы.

И благо — общественное и личное — человек и человечество обретают в единстве, синтезе долга, свободы и разума. Собственно говоря, И. Кантом заканчивается традиция поиска и обоснования блага. Оно становится предметом специальной фило¬софской дисциплины — аксиологии, заменившей этот термин сино¬нимичной категорией «ценность». Понятием «ценность» широко пользуется Г. Гегель в работе «Фило¬софия права», подразумевая под ним, с одной стороны, количествен¬ную определенность вещи, выраженную через ее качество, а с дру¬гой — значимость этой вещи для человека. К. Маркс в «Капитале» ценность вещи связывал с потребительной стоимостью товара, но использовал этот термин и для характеристики других явлений, в том числе государства, права, науки, философии.

Ф. Ницше расчленил бытие на объективную реальность и мир цен¬ностей, значений и смыслов человеческого сознания. Ценность для Ницше — это всегда смысл, который человек «вкладывает» в вещь или «извлекает» из нее. В отечественной литературе теорию ценностей разрабатывали Олег Григорьевич Дробницкий (1933—1973), Василий Петрович Туга ринов (1898—1978), Мераб Константинович Мамардашвили (1930— 1990), которые вопреки официальной установке об аксиологии как лженауке внесли большой вклад в ее становление и упрочение.

Сегодня проблемам аксиологии посвящены труды А. Г. Ионина, Н.Н. Козловой, В.М. Межуева, Ю.М. Резника, Э.К. Соколова и др. Благо связано также с правом, свободой, равенством и справедли¬востью.

Поэтому рассмотрение общего блага в юридическом аспекте предполагает анализ его философско-правовой сущности, условий существования и функций. § 2.