Право как ценность и элемент общего блага

Право как ценность и элемент общего блага. Общее благо в юридическом контексте можно понимать как фено¬мен, возникающий в результате функционирования права в качестве социального института. По своей сути оно обозначает качественные характеристики вещи или явления как общечеловеческой ценности. Для философско-правового осмысления общего блага, предстающе¬го, по словам Гегеля, в виде «права как добра для всех», необходимо выделить его сущностные свойства.

Во-первых, это ценность, т.е. свойство предмета, процесса или яв¬ления быть значимым для людей в культурном, общественном или личностном отношениях. Во-вторых, общее благо — не просто ценность, а общечеловеческая ценность. Это означает, что его требования распространяются и при¬знаются всеми людьми, независимо от пола, возраста, партийной, эт¬нической или религиозной принадлежности.

В-третьих, «общее благо» есть высшая ценность. В силу этого оно обладает всеми характеристиками, которые присущи высшим ценно¬стям, и прежде всего неутилитарностью, т.е. ценность общего блага определяется не практическим применением для чего-то иного, а, на¬против, все иное приобретает значимость лишь в контексте общего блага. Прежде всего речь идет о свободе. В философско-правовом контек¬сте эта субценность представляет собой конкретизацию энгельсовского понимания свободы как действия на основе познанной необхо¬димости, как сведения к минимуму зависимости человека от внешних факторов.

Далее, философско-правовой аспект «общего блага» включает та¬кую субценность, как равенство. Оно предполагает соразмерность, эк¬вивалентность свободы, которой располагают разные люди. Наконец, философско-правовой аспект общего блага неразрывно связан со справедливостью как субценностью — общезначимым соот¬ветствием должного и сущего, наличием и обеспечением неотъемле¬мых прав человека как разумного и правового существа.

В истории философско-правовой мысли представления о справед¬ливом менялись, сообразуясь с уровнем цивилизованности, от безус¬ловного следования традиции рода до попыток уравнять потребности и интересы индивидов и обеспечить всех равными материальными и духовными благами по карточной системе. Ценно¬стные различия общего блага и права заключаются в том, что благо выступает как ценность-цель, а право — как ценность-средство, ис¬пользуемое для достижения других, более значимых ценностей.

В свою очередь, элементы права — равенство, свобода и справедли¬вость — служат ценностями-средствами, обеспечивающими сущест¬вование самого права. Глава 2.