Природа и сущность справедливости

Природа и сущность справедливости. На ранней стадии развития общества существовало естественное право обязательного возмездия за деяние, наносящее вред племени, т.е. право мести». Однако у мести нет меры, одна месть порождает другую, другая — третью и так до полного истребления рода (если речь идет об убийстве). В этом смысле справедливость и выступала «мерой мести», устанавливаемой общественным мнением.

Проблема справедливости всегда интересовала философов. В буддийском учении о карме справедливость рассматривалась как судьба, как неминуемое воздаяние за совершенное в прошлой и настоящей жизнях.

Со времен Аристотеля выделяется два вида справедливости: распределительная и уравнительная. В XIX в. проблема справедливости была в центре внимания многих мыслителей — от Этьена Кабе (1788—1856) и Роберта Оуэна (1771— 1858) до Луи Блана (1811-1882) и Карла Маркса (1818-1883). Французский философ Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) считал «справедливость» основным понятием нравственности. События Ве¬ликой французской революции подтолкнули его придать справедли¬вости значение равноправия. К. Маркс и Ф. Энгельс в трактовке понятия «справедливость» исхо¬дили из материалистического понимания истории.

Они рассматривали социальную справедливость как сложное нравственное, социально-экономическое, правовое и политическое явление. В настоящее время широкое распространение получили либераль¬ные концепции справедливости. Так, американский философ Дж. Ролз в книге «Теория справедливости» называет два содержательных прин¬ципа справедливости: 1) каждое лицо должно обладать равными с дру¬гими правами на более широкую свободу; 2) социальное и экономиче¬ское неравенство должно быть открытым для всех на условиях честного равенства возможностей.

Таким образом, философско-правовое видение справедливости включает: 1) равенство всех в одинаковом действии в одинаковых ус¬ловиях; 2) взаимосвязь содеянного и расплаты; 3) равновесие между утратой и приобретением (справедливый обмен). Правовая справедливость — это отношения между деянием и воз¬даянием в рамках закона. Правовая справедливость претендует на объективные решения.

Два аспекта справедливости (содержательный и формальный) отражают две стороны проблемы справедливости в праве, касающиеся критерия оценки справедливости или несправед¬ливости закона, с одной стороны, и его применения в конкретных де¬лах — с другой. Но независимо от того, одобряем мы или нет содержа¬тельную концепцию справедливости, на которой базируется закон, мы можем и должны рассматривать правовую систему с точки зрения формальной справедливости.

Суть формальной справедливости за¬ключается в последовательном (т.е. беспристрастном, объективном) применении правил. В преступной среде термин «справедливость» не употребляется. Справедливыми считаются такие действия, например, которые соответствуют «понятиям» криминальным. Вместе с тем идея справедливости ассоциируется в первую очередь с законом как нравственная идея, выражающая необходимость про¬тиводействия всему, что причиняет вред и страдание другому челове¬ку. Главное, что требуется принципом справедливости, — это уваже¬ние прав и достоинства человека. § 2.