Справедливость как правовое равенство

Справедливость как правовое равенство. Справедливость прежде всего предполагает равенство.

Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании со¬блюдения равенства. Социальная функция позволяет справедливости быть требованием реализации должного как неотъемлемого права человека. Стремление людей улучшить свою жизнь всегда связывается с совершенствовани¬ем общества на «справедливых началах». Именно право воспринима¬ется человеком (осознанно или интуитивно) как «справедливость че¬рез равенство». Образ права как справедливости через равенство нашел свое отражение в изображении Фемиды: повязка на глазах бо¬гини правосудия — символ беспристрастия, а весы — символ объек¬тивного суждения о справедливости.

Латинское слово justitia, означающее «справедливость», примени¬тельно к правовым отношениям трактуется как «правосудие», т.е. справедливое решение спора, в соответствии с правом.

В юриспру¬денции следовать праву и действовать справедливо — это одно и то же. В основу правового, справедливого равноправия положен прин¬цип естественного права: то, что признается справедливым для себя, должно признаваться справедливым для другого лица. Римский юрист Ульпиан (ок. 170—228), сторонник естественного права, в Дигестах (части Кодификации Юстиниана) придал этому принципу пра¬вовую форму: «Магистрат или лицо, занимающее должность, обла¬ченную властью, установив какое-либо новое правовое положение по делу против другого лица, должен применить то же правовое положе¬ние, если его противник предъявит требование » Равенство нельзя подменять уравниловкой, оно означает одинако¬вые права и обязанности в любых общественных отношениях: эконо¬мических, социальных, нравственных, политических, религиозных, экологических и др. В общественной жизни равенство как справедливость зачастую не -то легко не только отразить в законе, но даже понять.

Гегель считал, что наказание преступника само по себе справедли¬во как «право, положенное в самом преступнике». Ведь закон всеобщ, а поэтому преступник подводится законом под свое право.

Гегель пи¬сал: «В том, что наказание рассматривается как содержащее его [пре¬ступника] собственное право, преступник почитается как разумное существо. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило его наказания не будут взяты из самого его деяния ». Гегель в этом выводе исходил из общего подхода к спра¬ведливости как к конкретному явлению, требующему содержательно¬го решения вопроса.

Даже с обыденной точки зрения справедливость всегда требует по¬иска «равенства», эквивалента, выступает как этическое представле¬ние о соразмерности проступка и возмездия, услуги и награды. И уже только в силу этого справедливость нуждается в правовой защите. Бо¬лее того, в жизни достичь справедливого равенства, добиться торже¬ства справедливости можно лишь через право. Связь справедливости и равенства существенно уточняется Дж. Ролзом, который рассматривает справедливость как принцип со¬циальной организации, определяя его не только через понятие равенст¬ва, но и понятие неравенства.

Соответственно определение справедливости, данное Ролзом, рас¬падается на два принципа: 1) каждый человек должен обладать рав¬ным правом в отношении наиболее обширной системы равных ос¬новных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей; 2) социальные и экономические неравенства долж¬ны быть организованы таким образом, чтобы (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех и (б) доступ к положениям и должностям был открыт всем. Глава 4.