Западники и славянофилы

Содержание ВВЕДЕНИЕ… 2 СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ….4 ПРОБЛЕМА “ЗАПАДНИЧЕСТВА”…10 СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ… …15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…… 21 ВВЕДЕНИЕ Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.В напряженной полемике конца 30-х — 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории. Сущность славянофильства определялась идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции). Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности: -Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной. - Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса; -Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа; -Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек; -Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни.

Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. -Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире. По сути дела, славянофильство - это философия религиозно окрашенного коллективизма.

Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.

Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям- авторитету религии и церкви, государству, своему народу. В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества. Яркими представителями западников являются: А. И. Герцен (1812- 1870), В.Г. Белинский (1811- 1848), Т. Н. Грановский (1813- 1859), Н. Г. Чернышевский (1828- 1889). Они были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса. Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества. Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы. В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.

В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии: -Традиции славянофилов продолжили почвенники: А. А. Григорьев (1822- 1864), Ф.М. Достоевский (1821- 1881), Н. Я. Данилевский (1822- 1885), К. Н. Леонтьев (1831- 1891); - Традиции западников - народники: П. Л. Лавров (1823- 1900), П. Н. Ткачев (1844- 1886), М. А.Бакунин (1814- 1876). «Почвенники» - философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. 1) Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой (сфера познания), поскольку искусство эстетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её». 2) Их отличала также религиозная ориентированность философии.

Достоевский построил целую концепцию, делящую историю человечества на 3 стадии: -Патриархальность (естественная коллективность) -Цивилизация (болезненная индивидуализация) -Христианство как синтез предыдущих. 3) Отвергали капитализм и социализм как путь развития России. 4) Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности (религию, науку, политику, экономику ). «Народники»: -сохранили веру в науку -считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Генетически философская концепция их восходит к восточной патристике, ... У нас нет и более или менее развитых, со своим менталитетом и своей ку... Печатались преимущественно в журнале "Москвитянин"; издали несколько с... Г. XIX в выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развит...

СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ

В. В. Хомяков не был враждебен западной цивилизации. Отсюда авторитаризм (или принцип авторитета) , по И. Киреевский выступает не за возвращение допетровских времен, а лишь за ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России, а славянофилы исходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада.

И это мнении. В основе философского мировоззрения славянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Итак, западничество и славянофильство — две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показавшие самобытность и большой творческий потенциал русской философии XIX в.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3. Западники, западничество. 12 (23) . СПб 1894, стр. 4.