Наука как натуральная магия в Средневековье

Наука как натуральная магия в Средневековье» Москва 2009 ПЛАН Введение 1. Мировозрение Средневековья 2. Возникновение и развитие натуральной магии 3. Переход от натуральной магии к науке 4. Заключение 5. Список литературы 24 ВВЕДЕНИЕ В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). В рамках эпохи Средневековья произошло становление европейской цивилизации, в течение нескольких столетий оказывавшей определяющее воздействие на развитие всего мира. В недрах этой цивилизации сформировались все базовые характеристики европейской культуры, военной и социальной сторон жизни.

Период Средневековья сформировал этническую, политическую и экономическую карту современной Европы.

Выбрав тему «Наука как натуральная магия в Средневековье», я прежде всего подумала, что эта тема будет действительно интересна. Почему? Потому что все мы учимся с рождения и до самой смерти: это и математика, и физика и многие другие науки, о происхождении которых вряд ли кто задумывался. Все знают, как И.Ньютон открыл свои законы, что Г.Галилео – великий астроном, но не более. А вот почему именно они (а также многие другие) и именно в эту эпоху сделали свои великие открытия? Что подтолкнуло их к этому? Каковы были первопричины? А также при произношении слова «магия» многие сразу представляют своего рода Бабу Ягу с отварами и зельями, что-то необъяснимое, сверхъестественное, управляемое «кем-то» извне. А ведь все науки по сути своей начинались с магии, то есть тоже когда-то были сверхъестественным для человека, не поддающимся никаким объяснения, кроме как действие высших сил. Опираясь на вышесказанное, я хочу сказать, что все развивается по спирали и наука тоже. Иначе говоря, в эпоху Средневековья многие боялись каких-либо открытий, ввиду своей неосведомленности, страха перед неизведанным, богобоязни, так как теологическое мировоззрение преобладало над другими какими-либо мировоззрениями.

Причем не только простые люди, но и их правители, и церковные наставники.

Проводя аналогию с этим и возвращаясь в наше время, хочу отметить, что и сейчас, стоя на пороге научных открытий, ученые как и в те времена осуждаются очень многими, ввиду той же боязни неизведанного, объяснимого только теорией, не подкрепленной доказательствами.

Поэтому, я вижу актуальность этой темы в том, чтобы разобраться в корне этих страхов и сомнений. А чтобы разобраться, необходимо заглянуть в историю зарождения науки. 1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековье было временем особого типа психологии, когда отдельная человеческая личность могла выжить только спрятавшись в ряду других, слившись с другими в корпорацию: Во-первых, деятельность человека в эпоху Средневековья предпринималась в русле религиозных представлений — вне церкви ничто не имело прав на гражданство.

Противоречащее религии запрещалось специальными декретами. Реймский собор 1131 г. наложил запрет на изучение юридической и медицинской литературы. Второй Латеранский собор 1139 г Турский собор 1163 г. и декрет Александра III подтвердили это запрещение и т. д. Воззрения на природу проходили цензуру библейских концепций. Примером тому служил опыт медицины, где за бортом реальной практики оказались ранее накопленные знания и где в качестве общепринятых использовались не собственно медицинские (то же анатомирование, без которого невозможна хирургия, как величайший грех предано анафеме), а мистические средства — чудотворство, молитва, мощи и т. п. Во-вторых, в средневековой картине мира не могло быть концепции объективных законов, без которой не могло оформиться естествознание (Причина взаимосвязанности, целостности элементов мира усматривалась средневековым умом в Боге. Мир целостен постольку, поскольку есть Бог, его сотворивший.

Сам по себе мир бессвязен: устрани Бога — он развалится.

Ибо всякий объект утратит естественное место, отведенное ему Богом в иерархии вещей. Так как объект определялся в отношении к Богу, а не в отношении к другим естественным объектам, не находилось места идее вещности, объективной общемировой связности, целостности, без чего не могло возникнуть ни понятие закона, ни, если брать шире, — естествознание). В-третьих, в силу теологически текстового характера познавательной деятельности усилия интеллекта сосредоточивались не на анализе вещей (они были вытеснены из контекста рассмотрения), а на анализе понятий.

Универсальным методом служила дедукция, осуществлявшая субординацию понятий, которой соответствовал определенный иерархический ряд действительных вещей. То, что логически выводилось из другого, уже мыслилось как реально подчиненное этому другому, как стоящее «за ним» по «достоинству», а такого рода последовательность, в свою очередь, смешивалась с последовательностью временной, онтологической.

Поскольку манипулирование понятиями замещало манипулирование объектами действительности, не было необходимости контакта с последними. 2.

Возникновение и развитие натуральной магии

" Камни, металлы, травы, раковины моллюсков, как носители жизни и духа... Он есть субстанция истинно духовной жизни, и познавательная деятельнос... Все магические действия основаны, по его воззрениям, на скрытых свойст... Порта очень тщательно придерживается теорий Агриппы и цитирует те же б... Каспар Скотт в своем большом сочинении «Magia universalis naturae ef a...

Переход от натуральной магии к науке

В условиях теократизма (господства религиозных взглядов) наиболее разв... Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира. Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философи... Его «Медицинский канон» состоит из 5 книг, в которых содержатся медици... В период Средневековья был остро поставлен вопрос об отношении истин и...