философия истории

• Доклад По философии на тему: Философия истории. Многообразие культур и цивилизаций.Содержание Содержание 1. Дисциплинарные пределы 2. Этапы развития философии истории 2.1 Античность 2.2 Средние века 3. Новое время XVII век 2.4 XVIII век 3. Основные подходы 6 XIX век 6 3.1 Формационный подход к истории 2. Цивилизационный подход 7 Цивилизация как стадия общественного развития 7 Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю 8 Циклы цивилизаций 10 Мировые цивилизации 11 3.3. Мир-системный 11 Подход Иммануила Валлерстайна 5. Синергетический подход 12 Синергетический подход в естествознании 13 4. Литература 1. Дисциплинарные пределы Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства[1]. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий[2]. Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» По причине того, что про историческое время тяжело говорить в целом, вне пределов его связи с институтами социальной организации, с культурными ценностями, внутренней жизнью личности, существуют трудности в разграничивании философии истории с социологией, философией культуры, с философской антропологией, а также с конкретными историческими науками[3]. Эта сложность определяет двойственное трактование философии истории: 1) как ответвление философского знания, 2) как социология[4]. Статус «философии истории» как заповедного поля философов обосновывал профессор Оксфордского университета П. Гардинер.

Он предложил установить разграничение вопросов «внутри истории» и вопросов «об истории». «Историки, — утверждал он, — отвечают на первый род вопросов, философы — на второй». К числу вопросов второго рода он относил: «Каким образом мы узнаем исторические факты?» «Является ли история наукой?», «Объективно ли историческое знание?», «Какова природа исторических теорий?», «Существуют ли законы истории?»[5]. Русско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин утверждал, что социология изучает явления взаимодействия людей, а также явления, которые являются результатом этого взаимодействия (то есть главное внимание придаёт вопросам социального действия и социального взаимодействия, которые происходят в конкретных группах, коллективах, государстве), а философия истории изучает общество как универсальный объект с универсальными характеристиками (то есть обращает внимание на общество в целом)[6]. Противоположную точку зрения выразил немецкий философ П. Барт, утверждавший, что существует только одна наука про судьбу человечества, хоть как бы её называли — социологией, философией общества или философией истории[7]. 2.

Этапы развития философии истории

Этапы развития философии истории 2.1

Античность

Гесиод в поэме «Труды и дни» предпринял первую попытку регресистской п... Вектор направленности истории в творении древнегреческого поэта пролег... Семёнов опровергает это мнение, утверждая, что «идея циклизма в античн... Впечатляющие картины, нарисованные Лукрецием, оказали воздействие, нап... Августину, не интересовался конкретной историей греков или евреев как ...

Новое время XVII век

2.4 . Философы предоставляли в своих системах место истории и учению об обще... Разложение теологического рационализма (схоластики) породило секуляриз... Лишь филология мавристов дала свободную от интересов, основанную на ис... Новое время XVII век.

XVIII век

Параллельно этому движению и отчасти вопреки ему появилась «Новая наук... Против просветительской апологии цивилизации и особенно теории прогрес... . В результате географических открытий и колонизации в поле зрения европ... XVIII век.

Основные подходы

Коротаев, К.Чейз-Данн, Л. Вместе с тем, исследование самих текстов К.Маркса показывает, что сам ... «пятичленку») не предлагал. Сталин (см например, «Философию истории» Ю. Семёнова).

Цивилизационный подход

civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение ... Цивилизация (от лат. . Цивилизационный подход. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими с...

Цивилизация как стадия общественного развития

Цивилизация как стадия общественного развития. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и ... Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение... 3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или ж...

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

Ионов трактует заявления итальянского философа Джамбаттисты Вико (1668... Использованию второго значения слова цивилизация поспособствовал франц... 2] не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более ... Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту ... 3], проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становл...

Циклы цивилизаций

К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы эконом... На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, ... В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в резуль... Циклы цивилизаций. На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного ...

Мировые цивилизации

Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера, сформу... История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена ... Мир-системный Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систе... Этот подход был разработан в 1970-е гг. А.

Подход Иммануила Валлерстайна

«длинном 16-м веке» (приблизительно 1450—1650 гг.) и постепенно охвати... До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-сист... Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. 3.4. εργο ς — «действующий») —...

Синергетический подход в естествознании

Основные принципы • Природа иерархически структурирована в несколько в... . • Связь между ними осуществляется через хаотическое, неравновесное сос... Заранее невозможно предсказать, какой из возможных аттракторов займёт ... Синергетический подход в естествознании.

Литература

Литература 1. Семёнов, Ю. И. Философия истории. — М.: Современные тетради, 2003. — 2. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. — М.: Гардарики, 2001. — 432 с. История и синергетика: Методология исследования. — М.: КомКнига, 2005. — 184 с. ISBN 5-484-00238-9 3. История и синергетика: Математическое моделирование социальной динамики. — М.: КомКнига, 2005. — 192 с. ISBN 5-484-00239-7 4. Бородкин Л. И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история, 2003, № 2. ISSN 0029-5124 5. Бородкин Л. И. Синергетика и история: моделирование исторических процессов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю Гринин Л. Е Коротаев А. В. — М.: КомКнига/УРСС, 2007. — С.8-48. 6. Иванова, В. С Баланкин, А. С Бунин, И. Ж Оксогоев, А. А. Синергетика и фракталы в материаловедении. М.: Наука, 1994. — 384 с. ISBN 5-02-001818-X 7. Семёнов, Ю. И. Философия истории. — М.: Современные тетради, 2003. — 776 с. — 2500 экз. — ISBN 5-88289-208-2 8. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. — М.: Гардарики, 2001. — 432 с. —.