рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Школа софистов

Школа софистов - Реферат, раздел Философия, Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века Школа Софистов. Крупный Поворот В Понимании Человека Совершили Софисты. ...

Школа софистов. Крупный поворот в понимании человека совершили софисты.

По выражению Протагора из Абдер (ок.490 г ок.420 до н.э.), “человек есть мера всех вещей”. Софисты впервые в истории науки объявили главным, стержневым вопросом не учение о мире (космосе), а проблему человека. Это привело к кардинальной переориентации всего мировоззрения. Человек с его проблемами, интересами и потребностями становится главным объектом их философии. Весь мир подлежит переоценке на основе этой новой точки отсчета. Вещи и события надо оценивать в зависимости от того, какое они имеют значение для человека, для реализации его интересов и удовлетворения его потребностей.

Человеческую жизнь надо строить, сообразуясь не с законами природы, а с миром наших потребностей и интересов, этой новой мерой всего сущего. Софисты учили граждан полиса отстаивать свои интересы, удовлетворять свои потребности невзирая ни на что. Главное - не постигать истину, а добиваться осуществления своих целей. О софистах иронически говорили, что ради собственной выгоды они способны сорок раз доказать, что черное - это белое и снова сорок раз - что белое - это черное.

Мировоззрение софистов - своеобразный триумф интересов отдельной личности и ее потребностей, эгоистическое возвышение их над потребностями других людей и общества в целом. В поздней греческой философии (III-I в. до н.э.) наряду с эпикурейством сформировались еще три типа мировоззрения, которые с небольшими изменениями существуют до сих пор. Это кинизм (цинизм), скептицизм и стоицизм. Каждое из этих философских и мировоззренческих течений выработало свои подходы к человеческим потребностям.

С этими подходами мы по сей день сталкиваемся в практике экономической деятельности. 1.3. Кинизм Кинизм (основатели - Антиcфен из Афин, ок. 450 - ок. 360 гг. до н.э. и Диоген Синопский - умер ок. 330-320 гг. до н.э.) возник как движение социального протеста среди людей, считавших себя незаслуженно обиженными существовавшей тогда общественной системой. Так, Антиcфен был незаконнорожденным и не мог пользоваться многочисленными правами и привилегиями, дававшимися свободным афинским гражданам.

Идеология кинизма предполагает демонстративное неуважение к существующим в обществе законам, обычаям и ценностям, стремление жить автономно, независимо от окружающего мира. Такая независимость, самодостаточность, апатия и безразличие ко всему получила название “автаркия”. В отношении к человеческим потребностям автаркия проявилась в аскетизме - стремлении не зависеть от них, обходиться самым минимальным набором материальных благ. Так, о Диогене Синопском рассказывали, что он жил в бочке (на самом деле так могли называть небольшую хижину), имел очень мало вещей и считал по-настоящему счастливым и свободным только того, кто почти полностью свободен от потребностей.

С точки зрения киников подлежат удовлетворению только самые необходимые, насущные материальные потребности человека, причем это улучшает условия для развития более возвышенных духовных потребностей. Ограничение материальных потребностей, аскетизм использовался многими религиозными и общественными движениями после киников.

В христианстве это юродство, странничество и монашество. В XX в. элементы идеологии киников - прежде всего пренебрежение материальными благами и ограничение в удовлетворении потребностей - заметны в таких проявлениях социального протеста, как движение хиппи и панков. Специалистам по сервису и в наши дни иногда приходится сталкиваться с элементами кинической идеологии в отношениях клиентов к миру вещей, человеческим потребностям и услугам. Эти тенденции в настроениях потребителей противостоят идеологии “общества массового потребления” и ориентируют людей на максимальное ограничение в потреблении материальных благ, даже в ущерб нормальному существованию личности. 1.4. Скептицизм Скептицизм (основатель - Пиррон из Элиды, ок. 360 - ок. 275/270 гг. до н.э.) впервые в истории европейской мысли усомнился в возможностях достоверного познания мира человеком. После скептиков представление об ограниченности разума, неспособности человека понять сущность окружающего мира получает широкое распространение в европейской культуре.

Школа скептиков впервые заявила, что потребность в достоверном познании мира, по-видимому, вообще не может быть удовлетворена.

Ученый (да и любо человек) должен поэтому воздерживаться от категорических суждений и может высказывать только субъективные мнения. Стремление к разуму и истине, столь популярное в период расцвета античной цивилизации, оказалось иллюзорным, человек не способен удовлетворить потребность в познании.

Фрустрация этой потребности может быть смягчена только состоянием атараксии, т.е. невозмутимости и безразличия ко всему окружающему. 1.5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века

Они рассматривали человека как микрокосм - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной.Между… Фалес учил, например: “Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами”, “Не… Мыслители Древней Греции обозначили основные мировоззренческие проблемы, возникающие при формировании…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Школа софистов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учение Эпикура
Учение Эпикура. Эпикур создал этическое учение, получившее впоследствии его имя - эпикурейство. Согласно этому учению, главная цель всех живых существ - получение удовольствия. “Мы и называе

Школа стоиков
Школа стоиков. Стоицизм, основанный Зеноном из Китиона (336-264 гг. до н.э.), был особенно популярен в Риме эпохи империи. Он стал идеологией периода упадка и глубоких общественных конфликтов. В ус

ВЗГЛЯДЫ НА ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
ВЗГЛЯДЫ НА ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДНИЕ ВЕКА. В период Средневековья (V-ХIV вв) в Европе господствовало глубоко религиозное мировоззрение. Уже с IV в. (в России - с X в. христианство превращается в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги