рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века

Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века - Реферат, раздел Философия, Реферат По Предмету “Человек И Его Потребности”. Тема: “Проблема Потребностей...

Реферат по предмету “Человек и его потребности”. Тема: “Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в средние века” ПЛАН 1. ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЫСЛИТЕЛЕЙ АНТИЧНОСТИ 1. Учение Эпикура 2. Школа софистов 3. Кинизм 4. Скептицизм 5. Школа стоиков 2. ВЗГЛЯДЫ НА ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДНИЕ ВЕКА 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. ПРОБЛЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ У МЫСЛИТЕЛЕЙ АНТИЧНОСТИ Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром.

Они рассматривали человека как микрокосм - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее. Так, первый греческий философ - Фалес из Милета (ок.625 г ок.547 г. до н.э.) говорил, что счастлив тот, “кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Из других высказываний Фалеса видно, что он стремился научить индивида разумному поведению в человеческом сообществе, умению сочетать личные и общественные интересы, не удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам. В этом греческие мыслители солидарны с авторами Ветхого и Нового Заветов, тоже пытавшимися сформулировать нравственные нормы и правила поведения, примиряющие интересы членов сообщества.

Фалес учил, например: “Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами”, “Не наживай богатства нечестным путем”, “Да не настроит тебя никакой слух против тех, кому ты доверяешь”, “Какие взносы внесешь родителям - такие взимай с детей”. Эти нравственные нормы и поучения по своему содержанию похожи на заповеди Ветхого Завета и учение о смертных грехах.

Мыслители Древней Греции обозначили основные мировоззренческие проблемы, возникающие при формировании потребностей. Основоположник материалистического направления в западной философии Демокрит из Абдер (род. ок.460 г. до н.э дата смерти неизвестна) обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. “Насколько умнее человека животное, которое, имея потребность, знает размеры ее восклицал он Человек же не знает границ своих потребностей”. Тут возвышение потребностей явно рассматривается как недостаток человека.

Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничение желаний: “Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным”, “Неумеренное желание свойственно ребенку, а не зрелому мужу”, “Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного, делают душу слепой по отношению ко всему прочему”, “Ибо у людей хорошее расположение духа возникает от умеренности в наслаждении и гармонической жизни.

Недостаток же и излишество обыкновенно переходят друг в друга и причиняют душе сильные потрясения.

А те души, движения которых совершают колебания между большими противоположностями, не суть ни спокойны, ни радостно настроены. Поэтому должно направлять свои помыслы на возможное и довольствоваться тем, что есть, не думая о, тех, кому люди завидуют и удивляются, и не обращать на них внимания. Напротив, обращать внимание должно на тех, кто ведет бедственную жизнь, и должно ярко представлять себе те бедствия, которые они претерпевают, для того, чтобы твое нынешнее положение и состояние казались тебе значительными и достойными зависти и чтобы более не приходилось твоей душе страдать из-за желания иметь большее”. В приведенных цитатах речь идет, по существу о механизмах психологической защиты от социального расслоения и социальной несправедливости, от связанной с ними фрустрации потребностей.

Греческий философ предлагает способ противодействия разрушению человеческой личности, возникающему из-за неудовлетворенности (или из-за ощущения неудовлетворенности) материальных потребностей.

Неумеренной погоне за материальными благами древние мыслители противопоставляли стремление к благам духовным. “Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле” утверждал Демокрит. По сохранившимся свидетельствам, он высоко ценил потребность в познании и утверждал, что скорее “предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол”. Античные мыслители считали материальные потребности менее; важными, чем духовные.

Это относилось и к материальной трудовой; деятельности - зарождавшемуся инженерному, техническому творчеству. Материальный труд считался уделом рабов - низшего класса общества, который невозможно сравнивать со свободными аристократами. Чего стоит одно только рассуждение крупнейшего ученого Древней Греции Аристотеля (384-322 г. до н.э) об орудиях труда. Согласно его классификации, орудия труда делятся на три типа: неодушевленные (например, сельскохозяйственный инвентарь), одушевленные (сельскохозяйственные животные) и говорящие - рабы. Раб не рассматривался как человеческая личность, и его род занятий - физический труд - считался для свободного человека унизительным.

Поэтому никаких догадок о физическом труде как универсальной потребности любого человеческого организма у греков не было. В то же время материальное преобразование человеческого тела с помощью спорта, гимнастики было важнейшей потребностью греков, отличавшей их от многих современных им народов и от последователей христианства.

Культ тела, физической силы порождал потребности в спортивных сооружениях, соревнованиях, постоянном физическом совершенствовании. Положение в обществе рабов заслуживает особого внимания. Это первая в истории человечества большая социальная группа (класс), которая существовала в условиях жесткого ограничения и дозирования потребления. Первоначально даже право на жизнь для раба не было гарантировано. Затем произошла дифференциация этого класса: появились рабы, занятые примитивным трудом, и те, кто выполнял более сложные организационные и руководящие функции.

Это разделение привело к дифференциации в возможностях удовлетворения потребностей рабов. Главным способом воздействия на раба (помимо простого физического насилия) было удовлетворение или неудовлетворение его потребностей - как материальных, так и духовных. Греческий философ Ксенофонт писал: “Людей можно сделать послушными и словом, указывая, что повиновение для них полезно.

Для рабов же и такое воспитание, которое кажется чисто животным, весьма подходит, чтобы научить их повиноваться. Ибо, угождая влечениям их желудка, можно многого от них добиться. На честолюбивые натуры хорошо действует похвала, так как некоторые жаждут похвалы не меньше, чем другие пищу и питье”. Удовлетворение простейших физиологических потребностей рассматривалось как основная форма вознаграждения за рабский труд: “Для раба вознаграждением служит получаемая им пища”, “Рабам, приставленным к более благородным занятиям, нужно оказывать внимание, а рабов, занимающихся низким трудом, вдоволь кормить”, “Охоту к труду можно вызвать также более свободным режимом, более свободной мерой пищи и одежды”, “Начальников следует поощрять наградами и стараться, чтобы они имели рабынь для сожительства, от которых у них были бы дети”. Таким образом, дозирование степени удовлетворения биологических и социальных потребностей служило в условиях рабства эффективным механизмом управления трудом. Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита - древнегреческим атомистом Эпикуром (341-270 г. до н.э.). “Надо принять во внимание писал он что, желания бывают одни - естественные, другие - пустые, и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни - необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни”. Похожей классификацией фактически пользуются и современные ученые.

В самом, деле, Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет “желаниями”) на разумные (“естественные”) и неразумные (“пустые”). Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми.

Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т.е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна). Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях, которые принято подразделять на насущные (по Эпикуру необходимые для самой жизни) и ненасущные (по Эпикуру - необходимые для счастья и необходимые для тела). 1.1.

Учение Эпикура

Удовольствие является следствием удовлетворения потребностей. Согласно Эпикуру, наиболее ценные и важные для человека удовольствия д... 1.2. “Мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни”. .

Школа софистов

Крупный поворот в понимании человека совершили софисты. По выражению П... Человек с его проблемами, интересами и потребностями становится главны... 360 гг. и Диоген Синопский - умер ок. В XX в.

Школа стоиков

Высшие потребности в осмысленности человеческого бытия они реализовыва... В наше время значительные группы потребителей - например политизирован... В целом можно сделать вывод, что в Древней Греции не только в полной м... Следующий крупный скачок в осмыслении потребностей оказался под силу т... 2.

ВЗГЛЯДЫ НА ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

В знаменитой работе “О Граде Божьем” он трактует всю историю цивилизац... Любое дело должно делаться не торопясь, медленно, неспешно. Своеобразное средневековое отношение к труду, “делам”. В то же время всех людей объединяет, сплачивает природа и активное, де... Наряду с официальной религиозней идеологией выдающиеся российские мысл...

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Замалеев А.Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья. Л.: Издательство ЛГУ, 1991 г. 2. Орлов С.В Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. – СПб.: Питер, 2007. 3. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.М.: Наука, 1989 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Проблема, потребностей, мыслителей, античности, взгляды, потребности, cредние, века0.111

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема потребностей у мыслителей античности и взгляды на потребности в cредние века

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века и эпоху Возрождения
Именно в этот час и в связи с такими обстоятельствамии возникло учение Николо Макиавелли. Конфликты были и будут, они будутсопровождать нашу жизнь… Автор исследует как центральную проблему различные виды государств… От этого зависит его прочность еслигосударство, например, наследственно, оно обычно прочно, и напротив, вновьприобрет…

Конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века и эпоху Возрождения
Как может не появиться конфликт, и нетолько один, если в стране такой кризис. Именно в этот час и в связи с такимиобстоятельствами и возникло учение… Вспоминая мысльМакиавелли, что люди быстрее простят смерть отца, чем… При этом для неговажно, какими путями - с помощью своего или чужого оружия, благодаря счастью,судьбе или доблести -…

Проблема эрекции полового члена мужчины - это проблема женщины...
И потому за оргазм женщины, заее наслаждение в сексе, за ее подготовку к акту несет полную ответственностьмужчина. И если женщина холодна, то смешно… Одним словом, в сексе должен работать принцип мужской половойчлен это… Нет импотентов, есть плохо работающие или сексуально неумелыеженщины. Нет и фригидных женщин. Есть просто неумелые и…

Проблемы равновесия рыночной системы во взглядах классической школы
Второй, еще более ужасный, чем первый, что сын Джон Дейвисон станет таким же, как ее супруг, эта похотливая скотина Уильям, чья репутация такова,… Элиза и Уильям Рокфеллеры составили дивную супружескую пару, живущую, как… По воскресеньям Уильям, если он по чистой случайности оказывался в Ричфорде, охотно сопровождал ее к службе. Там он…

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА
На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА"

Проблемы дидактического построения дисциплины в свете проблемы построения культурологии как науки
Именно на этот не сформулированный вопрос отвечают авторы многочисленных учебников и учебных пособий, вышедших за последнее время. Этот вопрос тесно… Другие, локализуя определенные культурные типы, рассматривают их специфические… Давая определение культуры, авторы широкого подхода на самом деле фундируют ее рамками узко очерченной специальной…

Образование в странах Африки южнее Сахары в XXI веке: проблемы и перспективы развития
Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем ОДВ. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к… Бедность домохозяйств и низкий уровень образования родителей - это два самых… По сравнению с 1990-и годами, в первом десятилетии XXI века наблюдается быстрый прогресс в обеспечении всеобщего…

Режиссура: взгляд из конца века: Сборник научных статей / Ред.
А Кириллов Стилизация в дореволюционном теоретическом наследии В Э Мейерхольда Читать... А Ряпосов Драматургия мейерхольдовского спектакля Постановка... В Миронова Комедийный театр Н Акимова е годы...

УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК
На сайте allrefs.net читайте: "УРОКИ XX ВЕКА И ПУТЬ В XXI ВЕК"

Проблемы комплексной безопасности в XXI веке
И подобных примеров можно привести много. Поэтому в XXI веке единственно верным подходом к решению проблем безопасности является комплексный,… До сих пор было принято рассматривать и обеспечивать безопасность по ее видам,… Очевидно, что эти мотивы, цели и приоритеты развития сохранятся и в XXI веке. Однако значение безопасности, ее вес в…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Проблема адаптации "чужого" в русской культуре XVIII века Заключение Список использованной литературы. Проблема адаптации чужого в русской культуре XVIII века. Глава I. Введение. В… Рассматриваемую проблему можно сформулировать как вопрос чем же является искусство XVIII века в России -…
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым… Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что… Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»…
  • Проблемы самопознания и культурной идентичности в русской философии 30–40-х годов XIX века (Чаадаев и Гоголь) Этим вопросом конституируется начало оригинального русского философского дискурса в 30-е годы XIX века, когда терминами «Россия» и «Запад»… Именно в этом проблемном поле предполагается рассмотреть творческий диалог… Осуществление данной цели потребовало решения следующих основных задач: - раскрыть закономерности развития внутреннего…
  • Проблема эмансипации в русской и европейской литературе 19 века Параллели взглядов на проблему женской эмансипации 3. Женщины в творчестве И.С.Тургенева Глава 2. Английская литература. Творчество Шарлотты и… Но прежде, чем использовать термин эмансипация , следует дать его определение… Если мы обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, то найдем следующее определение…
  • Философские взгляды Больцмана в свете полемики по проблемам физики кон. ХIХ - нач. ХХ веков Ставшие классическими исследования Больцмана в области молекулярно-кинетической теории, статистической механики, теории излучения настолько проникли… Это далеко не полный перечень основных результатов теоретических исследований… Энергия за время любого процесса не исчезает. С другой стороны, энергия ни при каких обстоятельствах не создается…