Пьер Бейль как идеолог веротерпимости

Пьер Бейль как идеолог веротерпимости Содержание Введение 1. Пьер Бейль. Краткие биографические данные 2. Идеолог веротерпимости 3. Об атеистах. «Парадокс Бейля» 4. Бейлевский скептицизм; религия и «естественный свет» 5. Историческое значение идей П. Бейля Заключение Список литературы Введение В XVII в. в свободомыслии возникают стройные, детально разработанные философские системы, главное содержание которых – позитивная разработка идей, частью выдвинутых ранее, частью выдвигаемых впервые.

Это учения Декарта, Гассенди, Спинозы, Гоббса, Локка. Р. Декарт и П. Гассенди выступают против догматизма и фидеизма, оба призывают покончить с рабским подчинением авторитетам и общепринятым взглядам, ничего не принимать на веру; оба наносят сильные удары по схоластике. Выдающийся материалист Бенедикт (Барух) Спиноза выступает как основоположник научной критики Библии. Современником этих мыслителей был философско-богословский критик Пьер Бейль. Он посвятил свою жизнь борьбе с нетерпимостью ревнителей христианства разных толков, не только призывавших к зверствам, но и обосновывавших их теоретически.

У Бейля, в отличие от упомянутых философов XVII в доминирует деструктивная, разрушительная задача, и, хотя он имеет определенные положительные взгляды, философской системы он не создал [5]. 1.

Пьер Бейль. Краткие биографические данные

Пьер Бейль (1647–1702) – один из влиятельных французских мыслителей, р... Спинозы, выдающихся успехов естествознания ХVII в. [3]. Когда Герцог Люксембургский был обвинен в сношениях с нечистой силой, ... Книга «Что собой представляет всецело католическая Франция в царствова...

Идеолог веротерпимости

И далее: «Христианство изображало из себя кроткого и скромного, смирен... Он доказывает, что христианская религия не только не мешала ее последо... Пиков и другие марксисты, но и А. Его высказывания созвучны идеям Бейля. Для Фейербаха мораль автономна по отношению к религии; более того, они...

Заключение Бейль от идей веротерпимости и религиозного индифферентизма пришёл к религиозному скептицизму и выразил сомнение в возможности рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Главное положительное начало, которое проходит через всё мышление Бейля, это – постоянно повторяющееся у него указание на независимость нравственных поступков и нравственного достоинства от религиозного убеждения.

Учение Бейля, послужило основной веротерпимости просветительной эпохи. Бейль ратовал за это учение и положительными, и отрицательными средствами, и, наконец, дал ему яркое выражение в своём известном изречении, что он очень хорошо может представить себе благоустроенное государство, состоящее из одних только атеистов. Уровень умственного развития того времени выдвинуло из сочинений этого человека преимущественно их отрицательные стороны.

Вот почему в памяти людской о нём сохранилось представление только как о диалектическом скептике, против сокрушительной критики которого не могли устоять догматы ни одной религии, ни одного вероисповедания. Список литературы 1. Бейль П. Исторический и критический словарь // В 2-х тт. – М «Мысль», 1968 / Cерия Философское наследие. 2. Богуславский В.М. Пьер Бейль / РАН. Ин-т философии. – М 1995, 181 с. 3. Богуславский В.М. Рационалистические идеи XVII в. и скептицизм.

П. Бейль. // Богуславский В.М. Скептицизм в философии. – М.: Наука, 1990. 4. Богуславский В.М. Бейль (Bayle) Пьер // Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983, С. 47. 5. Вязовский А. Борьба Пьера Бейля за свободу совести и свободу мысли. // Вязовский А. История атеизма и свободомыслия. – http://www.atheism.ru/ 6. Фейербах Л. Пьер Бейль в истории философии и человечества // Фейербах Л. История философии. – М 1967. Т. 3. 7. Пиков В. Пьер Бейль. М 1933.