Роль работы в методологии научного познания

Роль работы в методологии научного познания. Книга Томаса Куна «Структура научных революций» - самая известная из всех работ по истории науки, вышедших на Западе в последние десятилетия.

Это бесспорно и уже само по себе привлекает внимание, тем более что речь идет не о книге, где захватывающе и доступно излагаются события из истории науки, а о теоретическом труде, который требует от читателя большой работы мысли и специальных знаний.

Книга Т. Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изу-чающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира. Среди очень полезных и важных книг по истории науки книга Куна за-нимает особое место.

Она не ограничивается описанием тех или иных событий, а является изложением определенной общей концепции развития науки.

Эта концепция несовершенна, не отвечает на многие вопросы, но она решительно порвала с целым рядом старых традиций в анализе науки и так ярко, по-новому и выразительно поставила некоторые проблемы, потребность в решении кото-рых осознавалась многими, что не могла не быть сразу замеченной.

Книга Т. Куна, который не только открыто порывает с позитивистской традицией, но, что много важнее, выдвигает принципиально иной подход к анализу развития науки В противоположность позитивистской традиции в центре внимания Ку-на не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма транс-формации и смены ведущих представлений в науке, то есть, по существу, дви-жения научного знания.

Не говоря пока о том, в какой мере Куну удалось ре-шить эту проблему, ознаменовавшую крутой поворот в самой постановке ис-следовательской задачи, отметим, что Кун исходит не из той или иной фило-софской схемы, а из изучения истории науки, то есть из изучения реального процесса движения научного знания.

Кун приходит к убеждению, что путь к созданию подлинной теории науки проходит через изучение истории науки.

Нужно, однако, иметь в виду, что само по себе обращение к истории еще не га-рантирует того, что в теории последовательно проводится исторический прин-цип. Кун сумел противопоставить кумулятивистским взглядам не просто от-дельные факты, соображения и т. п а основательно разработанную альтерна-тивную концепцию. Согласно точке зрения Куна, развитие науки идет не путем плавного на-ращивания новых знаний на старые, а через периодическую коренную транс-формацию и смену ведущих представлений, то есть через периодически проис-ходящие научные революции.