Философские взгляды Григория Сковороды

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПУТЬ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ В ФИЛОСОФИЮ 2. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА СКОВОРОДЫ 3. ВВЕДЕНИЕ СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-94), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Продолжал традиции демократической украинской культуры.В философских диалогах и трактатах библейская проблематика Григория Сковороды переплетается с идеями платонизма и стоицизма.

Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Имя украинского философа и поэта-баснописца, автора стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов занимает очень высокий рейтинг среди имен знаменитых философов. В своих философских и литературных произведениях Г. Сковорода придавал огромное значение исследованию человека, его существования. Науку о человеке и его счастье Сковорода ситал важнейшей из всех наук. В рассуждениях относительно этой проблематики, философия Сковороды имеет религиозно-философский характер, она неотрывно связана с обращением к Библии и христианской традиции, а поэтому опирается на главные христианско-мировоззренческие категории: любовь, веру, счастье, смерть и др. Путем рассуждений о них философ ищет ответ на вопрос, кем является человек, какое содержание ее жизни, какие основные грани человеческой деятельности. Вопросы, которые освещал Г. Сковорода в своих философских и литературных произведениях, являются актуальными и по сей день. А потому данная тема "Философия Г. Сковороды" является оригинальной и современной и в наши дни. 1.

ПУТЬ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ В ФИЛОСОФИЮ

Расшифровка существования "двух натур" следует непосредственно из трак... А у христиан самые известные ему имена такие: дух, Господь, царь, отец... Поскольку какое-нибудь развитие мира понимается Сковородой как осущест... Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм. Библии также приписывается существование двух натур - внешней и внутре...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философское наследство Г.С. Сковороды многогранно. Оно охватывает самые разнообразные аспекты человеческой жизни: науку, религию, культуру, искусство.

Вполне естественно, что обо всем написать невозможно. Однако, что можно однозначно утверждать, так это то, что все грани опираются на общий центральный стержень, который рассматривает проблему природы человека и ее назначения. Этот стержень включает в себя и сам образ Сковороды, который подтвердил практикой жизни силу своего учения. Однозначно, что учение Сковороды возникло не на пустом месте. Можно лишь отметить, что еще греческий философ Сократ, на чьи высказывания часто опирался Сковорода, считал нравственность-добропорядочность и знание-мудрость тождественными понятиями.

Странствия Сковороды в образе "старца" также напоминают проповеди Сократом своих идей на улицах и площадях. Значение философского наследства Г.С. Сковороды и в том, что на него можно опираться в наше непростое время, когда человек накликает на себя опасность результатами своего же труда, когда при увеличении числа храмов хранится рост преступности, когда труд человека потерял всякую привлекательность, а жизнь стала бесцельной (если она не связана с накоплением капитала) и незащищенной.

Многие из перечисленных проблем могут получить развязку, если возродить тему "родственного" труда, поставленную Сковородой почти 250 лет назад. Невзирая на то, что эта тема получила развитие в украинской литературе, она все еще ожидает своего постижения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агапов В.И. Проблемы философии. Рязань, 1998. 2. В.П. Кохановского. Философия: Учебник для высших учебных заведений / под ред. Ростов н/Д. "Феникс", 1996. 3. Лазарев Ф.В Трифонова М.К. Философия.

Учебное пособие. Изд 2-е доп. и перераб. Симферополь СОНАТ, 2003. 4. Надольний I.Ф Андрущенко В.П I.В. Бойченко, В.П. Розумний и др.; Под ред. I.Ф. Надольного. Фiлософiя: Навчальний посібник / - К.: Вiкар, 1997. 584с. 5. Пичугин А.Н Учебное пособие по курсу философии, 2000. 6. Философская энциклопедия, М. 1962.