Интегрирующая функция

Интегрирующая функция.

Термин «интеграция» (от латинского integratio — восстановление, восполне-ние) означает объединение в целое каких-либо частей. Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе общенаучного понятия: некоторые из философов полагают, что по своей всеобщности это понятие приблизилось к классу философских категорий.

Применительно к функциям философии термин «интегрирующий» связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к ка-кому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Здесь учитывается также определение и устранение дезинтегрирую-щих факторов, ведущих к разобщенности системы, к чрезмерному росту относи-тельной самостоятельности элементов (или частей) в ее составе, выявление недос-тающих ее звеньев (элементов или связей), активное включение которых в функ-ционирование системы придает ей большую гармоничность и оптимальность, т. е. повышает степень ее упорядоченности, организованности.

Мы будем применять термин «интеграция» в смысле, противоположном понятию «дезинтеграция». В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философ-ский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное от-ражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания.

В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки мо-гут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин.

По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим факто-ром в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегратив-ной и интегративной). Помимо «переходных», или связующих, дисциплин (их интегрирующая роль касается только смежных отраслей знания), имеются еще два типа наук-интеграторов.

Это синтезирующие, объединяющие ряд далеко стоящих друг от дру-га наук (пример — кибернетика, социальная экология), а также недавно появивший-ся тип проблемных наук, не имеющих своим предметом те или иные формы движе-ния материи или взаимопереходы между ними; они возникают для исследования и решения определенной проблемы (пример — онкология, решающая проблему опу-холевых заболеваний); эти науки представляют собой синтез целого ряда наук и по отношению к наукам предыдущего типа являются прикладными.

Все три типа наук представляют собой средства интеграции научного знания. Этот способ интеграции в результате взаимопроникновения методов исследования — «интеграция по методу». К этому способу интеграции относятся математический и философский методы (или «математизация» и «философизация» науки). На уровне науки в целом философия выступает в качестве одного из необхо-димых факторов интеграции научного знания.

Существует множество видов, типов и уровней интеграции. Ученые, специально исследовавшие интегративные факторы, разделяют их по степени общности на частные, общие и наиболее общие. В резуль-тате выявляется такая их иерархия: закон — метод — принцип — теория — идея — метатеория — конкретная наука — метанаука — смежная наука — комплексная наука — научная картина мира — философия.

Здесь каждый последующий фактор выполняет интегрирующую роль по отношению к предыдущему. Интегрирующая сила каждого фактора определяется в конечном счете степенью общности законо-мерностей и свойств той предметной области, которая им отражается. Поэтому лю-бой из конкретных интеграторов имеет свои определенные границы. Научная философия выполняет свою функцию, с одной стороны, непосредст-венно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения философских ка-тегорий во все науки, выработки у ученых наиболее общего представления о един-стве природы и т.п.), с другой — опосредованно, через серию интеграторов разной степени общности (благодаря участию в создании связующих, синтетических, про-блемных наук, частнонаучных картин мира и т.п.). К настоящему времени в науке действует множество интегрирующих факто-ров, которые позволяют утверждать, что она стала целостным системным образова-нием; в этом отношении наука вышла из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности.

В совре-менных условиях процесс дифференциации наук не только не приводит к их даль-нейшему разобщению, а, наоборот, — к их взаимному цементированию.

Однако ра-зобщение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу на-ук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей. 2.4. Логико-гносеологическая функция.

Эта функция заключается в разработке самого философского метода, его нор-мативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов все-общего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования.

Будучи приме-ненными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включа-ются в состав их логических (или гносеологических) оснований. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логи-ческие категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью вы-работки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на вре-мя от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление.

Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей ме-тодологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика. Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватно-го научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной ло-гикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изме-няющейся сущности объекта.

Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различ-ных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших дос-тижений методологии естественных наук, придает практическую значимость обще-методологической функции философии.