рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Функции философии как науки

Функции философии как науки - раздел Философия, План Введение 1. Мировоззренческие Функции Философии. 1. Гуманистическая Функ...

ПЛАН Введение 1. Мировоззренческие функции философии. 1. Гуманистическая функция. 2. Социально-аксиологическая функция. 3. Культурно-воспитательная функция. 4. Объяснительно-информационная функция. 2. Методологические функции философии. 1. Эвристическая функция. 2. Координирующая функция. 3. Интегрирующая функция. 4. Логико-гносеологическая функция. Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в це-лом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, на-туралистское, обыденное.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), — имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый сово-купный опыт развития человечества.

Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в сис-теме «мир — человек». Ответ на этот вопрос – основные функции философии, заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действитель-ности.

Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как все-общий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. 1. Мировоззренческие функции философии Основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, соци-ально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная. 1. Гуманистическая функция. На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца.

Такие размышления не-редко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечно-сти, невозможность примириться с временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, — свидетельствует Н.А. Бердяев, — меня сопровождала тоска.

Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сто-рон мира к миру смысла». Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к само-убийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

Более ста лет назад, в 1874 году выдающийся философ B.C. Соловьев, раз-мышляя над ростом числа самоубийств, отмечал, что самоубийства не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин.

Бывают случаи, когда и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди силь-ные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Причина этого явления, по B.C. Соловьеву, в том, что человеку жить не из че-го, что с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. На протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, от власти, от продук-тов своей деятельности.

Человек оказывается порабощенным и физически, и духов-но. В. С. Соловьев проанализировал это положение человека в разные исторические эпохи и показал роль философии в его духовном освобождении. Итак, на вопрос «Что же делала философия?», В. С. Соловьев отвечает: «Она освобождала человече-скую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание.

Она низ-вергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества Она делает человека вполне человеком Фило-софия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному, и материальному началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности. Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, вели- ким и для всего мира полезным». К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого от-чуждения обращались многие философы XX столетия.

Одним, из них был немецко-французский мыслитель А. Швейцер. Он видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и многие негативные моменты. На человека, писал он, стало отрицательно действовать все убыстряющееся движение социума, резкое уси- ление темпов развития общественной жизни.

Изменился, как он считает, весь образ жизни человека. В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Ставшая обычной сверхзанятость со-временного человека во всех слоях общества, констатировал он, ведет к умиранию в нем духовного начала. Не познания и совершенствования ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье ста-ло для человека второй натурой.

Ведя разговоры с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действи-тельный обмен мыслями. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относить-ся друг к другу, как человек к человеку. Мы в конечном счете деградируем- В числе факторов, ведущих к духовному оскудению личности, находятся: рост специализа-ции во всех сферах человеческой деятельности (в производстве, науке, управлении), усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественно-научного зна-ния, растущее влияние этой безликости на личность человека и т.п. Техницизм и сциентизм подчинили себе и мировоззрение, философию, и последняя все больше становится лишенной этического начала.

Политизация общественной жизни и осо-бенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет челове-ка, ведет к конформистской личности и тоже негативно действует на философию.

Таково существо гуманистической функции философии. Я обратился к соот-ветствующим рассуждениям по этому вопросу трех выдающихся философов: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и А. Швейцера не случайно: все они — представители гу-манистической линии в философии, лучше других, как мне кажется, представляю-щие, в чем заключается, или должно заключаться, гуманистическое предназначение философии. 1.2. Социально-аксиологическая функция. Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критиче-ская подфункции.

Содержание первой из них заключается в разработке представле-ний о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же отно-сится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. Коснемся лишь одного момента — общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается тесно связанным с вопросом о характере взаимоотношений фи-лософии и политического режима.

На первый взгляд кажется, будто здесь имеются однозначные отношения: философия есть причина, а политическая идея и политиче-ский режим — следствие. Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концеп-циях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробны- ми рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социаль-ного равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного по-лицейского надзора). Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логич-ным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие пробле-мы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти про-блемы относительно самостоятельны, постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь.

В резуль-тате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находя-щимися вообще за пределами философии. Неоднозначность связи свойственна не только отдельным частям философско-го знания, но и отношению философии к другим общественным наукам, например, политэкономии и политологии.

Известно, например, что марксизм как политэконо-мия был принят не только В. И. Лениным, но многими другими политическими дея-телями, в числе которых был и Г. В. Плеханов; политические же выводы из мар-ксизма у Ленина и Плеханова, т. е. политологические построения, были различны-ми. Если теперь взять философию, то с политэкономией К. Маркса оказались свя-занными и диалектический материализм, и эмпириомонизм, и неокантианство.

Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике.

Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера — за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия. Общественный идеал, как отмечал П. И. Новгородцев, имеет свои корни в жи-вой человеческой личности.

Этот идеал устанавливается философией в связи с ос-новной нравственной нормой, каковою является понятие личности в ее безусловном значении и бесконечном призвании. «В силу безусловного своего значения личность представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель про-гресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна быть она рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена лишь в той мере, в какой способствует этой цели». Если исходить из конкретного рассмотрения личности во всей полноте ее нравст-венных определений, то в ней тогда обнаружится и стремление к общему и сверхин-дивидуальному.

Тогда открывается возможность и установить связь отдельных лиц между собой, и вывести основания общественного идеала. Общество — это не ни-велировка личностей, но именно связь различий.

Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется между двумя полюсами, — стремлением к индивиду-альному самоутверждению и тяготением к безусловному и сверхиндивидуальному. Рассмотрение взглядов П.И. Новгородцева на проблему общественного идеала позволяет нам достаточно четко уяснить себе то значение, какое имеет философия для индивида и общества в своем социально-аксиологическом аспекте. 1.3. Культурно-воспитательная функция.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует форми-рованию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпириче-ские понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противо-речивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнона-учную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятель-ность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных проти-воречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический ха-рактер. Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, со-мнение.

Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска. Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции.

Наоборот. Фило-софия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для по-следовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более пол-ных, глубоких, объективных истин. Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначи-мые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации. 1.4.

Объяснительно-информационная функция

Объяснительно-информационная функция. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответст-... Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная сист... Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение ... В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам л...

Методологические функции философии

Методологические функции философии Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логи-ко-гносеологическую. 2.1.

Эвристическая функция

К последним в сфере физического знания относятся принципы наблю-даемос... М. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или... Философско-методологические принципы (движения познания от явления к с... В предпосылки, содействующие успешному ре-шению задачи исследователем,...

Интегрирующая функция

Он применяется во многих науках и практике, и уже утвердился в статусе... е. Поскольку мир един, постольку и его адекватное от-ражение должно предс... Такие «пограничные» науки мо-гут быть сложносоставными, характеризующи... Поэтому лю-бой из конкретных интеграторов имеет свои определенные гран...

Заключение Нет, и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила од¬нозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому "поворачивают" устояв-шиеся представления и казалось бы давным-давно исчерпавшие себя проблемы.

Вот поче¬му философия несводима ни к одной из своих разновид¬ностей, сколь бы разра-ботанной и всесторонней ни была какая-либо из них. Философия, как говорил Ге-гель, это история философии. Это все ее наследие за много веков. К этому наследию человечеству приходится обращаться вновь и вновь. Именно на такую перспективу рассчитывали и осно¬воположники диалектико-материалистической филосо¬фии, когда устами Энгельса высказали надежду на то, что поколения, идущие после них, будут намного умнее их и будут критиковать их с высоты нового понимания новых — и старых проблем.

В том, что эта надежда только начинает сбываться, большая трагедия маркси¬стской философии, а также внушительный урок на бу¬дущее. Литература 1) Алексеев П.В Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 2) Н. А. Бердяев: «Философия свободного духа». М 1994. 3) Философия, Учебное пособие/ Авт.кол. под рук. Ю.В.Осичнюка -К.: Фіта, 1994. 4) Мостепаненко М.В. «Философия и физическая теория». Л 1969. 5) Жуков В.Н. М.Бубер. Я и Ты//Вопросы философии, 1994, N 7/8. 6) Хайдеггер М. Что это такое - философия?//Вопросы философии,1993 N8.

– Конец работы –

Используемые теги: Функции, философии, науки0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции философии как науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.
Лекции Тема Специфика проблемы и генезис философии часа Специфика и функции... Литература... Основная...

Наука, её особенности и социальные функции. Философия науки
Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том. что научное мышление… В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем… Именно эти особенности отличают науку как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм. Социальные функции…

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

Предмет и функции философии. Место философии в системе культуры
Философия как специфическая форма духовного смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того… Среди первых греческих философов были Фалес, Анаксимандр, Гераклит,… На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?»,…

Возникновение философии. Предмет философии и ее роль в жизни общества. Основные разделы философии
Возникновение философии это длительный процесс поэтому определить истоки этой науки достаточно трудно Ведь все известные древние ученые или... Разделы философии... Онтология от греч oacute n род падеж oacute ntos сущее и логия раздел философии в котором рассматриваются...

Лекция № 1 Предмет философии науки.Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
Кратко рассмотрим содержание этих трех аспектов бытия науки... Наука как познавательная деятельность имеет цель выявить законы по которым существуют объекты материального мира с...

Предмет, функции и метод истор науки История- наука о прошлом, настю чел-ва, о закономерностях обществ жизни
К историч науке отн этнография археология По широте предмета изуч истории подразделяется всемирная истор континетнтов истор отд стран Сост... полеография рукопис памятники старинное письмо... дипломатика ист акты...

Предмет и проблемы философии науки. Классификация наук
На сайте allrefs.net читайте: "Лекция 1/ Предмет и проблемы философии науки. Классификация наук"

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КП ® юридические науки ® общественные науки
ПРИМЕРЫ СОБЫТИЙ И ДЕЙСТВИЙ... Событие смерть Президента РФ новые выборы... Правомерное действие принятие законопроекта в м чтении ГД передачу его на рассмотрение СФ...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам