Предмет и структура исторического материализма

Предмет и структура исторического материализма. Научная социальная философия - это наиболее общая философская наука об обществе.

Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере относится к природе и обществу, есть соотношение всеобщего общефилософской теории, а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее, в то время как часть полностью включается в целое. Как более конкретная философская категория, исторический материализм в значительной мере опирается на общефилософскую теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих своеобразными эквивалентами друг друга.

Один ряд составляют понятия общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих философских категорий, другой - общесоциологические понятия способа производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни людей, выделить в нем основные моменты и стороны производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и т.д. Научная социальная философия - это наиболее общая теория общества, предметом которой являются общие стороны общественной жизни отношение общественного сознания к общественному бытию, общие законы развития родовой и индивидуальной человеческой сущности, смысл и перспективы существования человечества.

Предмет научной социально философии определяет ее структуру. В философской литературе существует несколько вариантов структуры исторического материализма, которые имеют свои основания и вызывают определенный интерес.

Однако представляется, что наиболее адекватной его содержанию является двухуровневая структура. Первый уровень структуры образует изложение концепции человека в обществе, т.е. концепции человека применительно к социальным явлениям - производительным силам и производственным отношениям, труду, собственности, общественному сознанию, классам и т.д. Иначе говоря, это изложение иерархической системы сфер общественной жизни материальной, социально, духовной, политической и т.д. С позиций материализма первичность общественного бытия, или способа производства, означает, что в нем заключены главные источники, причины развития общества.

Это в свою очередь с неизбежностью приводит к признанию раздвоения материальной жизни на две неравнозначные стороны труд, или целесообразную деятельность, и отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. Второй уровень структуры определяется идеей единого, закономерного исторического процесса.

Все сферы общественной жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса, основой которого выступает общественно-экономическая формация. Стержнем исторического процесса как закономерной смены формаций служит процесс развития человеческой сущности, поскольку первая предпосылка всякой человеческой истории - живые человеческие индивиды, их деятельность, их материальные условия жизни.

Различие и единство этих двух уровней, или концепций, определяется тем, что они решают различные философские вопросы материализм исторический - основной, диалектика историческая - второй вопрос философии.