КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ. Виды познания в своей классификации У. Оккам делит на отчетливое познание и смутное познание, выделяя их как основные.

Отчетливое познание означает любой объект в соответствии с его внутренним устройством. Смутное познание имеет место тогда, когда универсальное постигается как нечто общее, присущее многому [5, с. 45]. Совершенное познание философ определяет, как не связанное с приписыванием предмету ничего, что ему не свойственно [5]. Впоследствии это утверждение ляжет в основу формулировки материалистического взгляда на изучение природы.

По другому основанию У. Оккам различает наглядное и абстрактное познание. Наглядное знание он понимает, как живое созерцание: «Наглядное знание вещи есть такое знание, благодаря которому можно выяснить, существует ли вещь или не существует» [3, с. 31]. Оно относится к настоящему времени и к сфере случайных истин, «только то познается наглядно, что обладает предметным бытием (esse subjectivum) в вещи» [3, с. 38]. Для наглядного познания необходима «сама вещь без какого-либо промежуточного звена (sine omni medio) между ней и самим актом рассмотрения или усвоения» [3, с. 39]. Здесь У. Оккам вступает в полемику с Дунсом Скотом и его последователями, поскольку они допускали то «промежуточное звено», на элиминации которого решительно настаивает Оккам. Согласно Дунсу Скоту, чувственно воспринимаемая форма (species scnsibilis) обладает существованием в промежутке между вещью и разумом.

Впоследствии многие схоласты (неноминалистического направления) трактовали чувственные образы как нечто промежуточное между вещью в себе и человеческим представлением о ней. Используя свою «бритву», У. Оккам удаляет из гносеологии подобного рода «промежуточные» категории.

Таким образом, интуитивное познание необходимо связано с интерпретацией присутствующей вещи, и это утверждение было воспринято учениками У. Оккама. Наглядное знание выступает также в роли одной из причин, порождающих первичное абстрактное знание, которое также порождается разумом и телом в качестве дополнительных «причиняющих» факторов [6, с. 67]. Схема «нижних этажей» знания у Уильяма Оккама трехчленна.

Она состоит из трех последовательно идущих друг за другом элементов: наглядное знание, память в широком смысле, первичное абстрактное знание. Отличие ощущения от абстрактного мышления У. Оккам видит в том, что «ни одно ощущение не воспринимает свой собственный акт» [3, с. 261]. Дух же постигает путем размышления свою собственную деятельность, т. е. приемы рассуждения и акты воления.

Абстрактное не является инструментом, по средствам которого было бы возможным узнать существует ли некая случайная вещь или нет. В дальнейшем Альберт Саксонский, несколько отклоняясь от У. Оккама, более определенно скажет, что абстрактное знание связано с интерпретацией отсутствующей вещи и, таким образом, противопоставит абстрактное знание интуитивному знанию как наглядному. Конечно, У. Оккам давал повод для такой трактовки, когда охарактеризовал как интуитивное познание единичного в чувственном опыте, а термин «интуиция» понимал в смысле непосредственного чувственного познания. 1.3 Проблема возможности познания Рассмотрев психологические аспекты процесса познания, Оккам переходит к проблеме возможности познания, имеющему научный подтекст.

К познанию в эпистемологическом смысле. Особенно его интересует проблема отображения материального бытия в человеческом мышлении.

Позитивную трактовку проблемы он предваряет критическим анализом теории так называемых чувственно-воспринимаемых и умопостигаемых форм (species sensibiles et species intelligibiles), допускаемых в теории познания скотистов и томистов. В учении Дунса Скота чувственно-воспринимаемая форма является промежуточным звеном между предметом и постигающим его (звено) органом. Подобным образом, он допускал понятие умопостигаемой формы как некоего промежуточного звена между разумом и вещью.

Данные понятия понадобились ему для переработки реализма в концептуализм, в связи, с чем он говорит, о том, что определенность (quidditas) как будто просвечивает сквозь единичные предметы и отображается в человеческом мышлении. Схожая точка зрения присутствует так же и Ф. Аквинского: «Благодаря умопостигаемой форме разум становится актуально понимающим, подобно тому, как благодаря чувственно-постигаемой форме начинает активно действовать ощущение» [7, с. 46]. Оккам же отбрасывает чувственно-воспринимаемые формы как излишние, а умопостигаемые формы как невозможные, ибо если даже материя как нечто вещественное не может возбудить нематериальную душу, то, как могут тогда возбудить ее какие-то бестелесные формы.

Таким образом, следует вывод, что У. Оккам выделяет следующие ступени познания: восприятие, память, опыт, понятие, разделяя при этом познание на смутное и отчетливое (живое созерцание) или по иным основаниям абстрактное и наглядное. В процессе познания чувственно-воспринимаемые формы являются лишь препятствием к «чистому» созерцанию, а умопостигаемые, в принципе не имеют места существовать, так как нет ни одного видимого результата действий данных форм. Глава 2.