Чувственное и рациональное познание

Чувственное и рациональное познание. В философии эти понятия выработаны для того, чтобы отвлечься от субъективности, привносимой человеком как живым существом в процесс познания и воздействующий на этот процесс негативно.

В наши дни философов все больше стали занимать проблемы воздействия субъекта на объект, вопросы о путях и характере влияния субъективного на познаваемый объект. Субъект это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностями. Субъектом может быть так же и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время субъектом может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс.

Объект это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Говоря объект, мы как бы ставим вопрос объект какого изучения, а говоря субъект, мы спрашиваем субъект чего, субъект какого познания. Эти понятия относительны. Л. Фейербах писал Я субъект, а для других объект. Я являюсь и объектом и субъектом. Субъект как индивид обладает способностью познавать через свои органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению.

Органы чувств у человека внешние зрение, слух, осязание и т.д. и внутренние. Через внутренние органы чувств человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма. Существуют три формы чувственного познания 1. Ощущения отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. 2. Восприятие это отражение предметов в целостности их свойств по виду, вкусу и т.д 3. Представление.

Последняя форма чувственного познания наиболее сложная. Сложность заключается в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Этот предмет отсутствует. Но остается столь же конкретный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько усреднен, на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память. В представлении действует и воображение.

При его помощи человек способен восстановить не только то, 8. что уже было, но и может выделять отдельные стороны того или иного объекта и комбинировать их. Могут быть получены представления реальные и нереальные. Представления по всем своим признакам оторванности от конкретной ситуации, обобщенности, способности к выделению отдельных признаков и их комбинированию есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека рациональной.

В этом познании выделяют такие формы понятие, суждение, умо