Миф как первая донаучная форма познания

Миф как первая донаучная форма познания. Наука это одна из важнейших компонент духовной культуры.

В течении всего своего существования человечество познавало мир, эти познания можно разделить на нескольких основных видов 1. Донаучное это мифология и религия. 2. Вненаучное астрология, алхимия и т.д. 3. Научное. Можно выделить основные критерии научности 1. Абстрактность или обобщение. Чаще этот критерий называют фундаментальностью или теоретичностью. 2. Объективность. 3. Рациональность. 4. Проверяемость практикой. Мифология, например, часто была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы.

По мнению Леви Строса Миф это наука конкретного, она оперирует не понятиями, а представлениями и служит магическому действию. Научное же знание обладает общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт и теории. Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она высшая форма знания, которая охватывает все явления живой и неживой природы, материальную и духовную деятельность людей.

С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Наука результат общественного развития, с момента своего зарождения она непрерывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой - оказывая на нее активное воздействие.

Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач удовлетворение общественных потребностей. Возникновение науки уходит своими корнями в далекое прошлое. И хотя зачатки отдельных наук обнаруживаются задолго да нашей эпохи, в своих современных формах она заявляет о себе в ХV XVll вв. Именно отрезок времени от даты публикации труда Н. Коперника Об обращении небесных сфер 1543 до выхода сочинения И. Ньютона Математические начала натуральной философии 1687 принято называть эпохой научной революции.

В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт. В результате усилий ученых, прежде всего, естествоиспытателей, меняется образ мира, возникает его научная картина. Утверждается представление о бесконечности Вселенной, в которой Земля небесное тело, существующее наряду с другими планетами. С эволюцией образа мира меняется и образ человека, явленный новым типом мировоззрения.

Возрастает интерес к научным представлениям о человеке, о природе науки и особенностях научного поиска, об отношениях науки и общества, науки и философии, научного знания и веры. В настоящее время наука является сложной и многообразной формой общественной деятельности, органически включающей в себя рациональные и материальные факторы. И все же, не смотря на это, в качестве ориентира путеводителя науки следует рассматривать как систему знаний о мире. При этом объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе.

Объективному научному знанию предшествует донаучное, которое, в основном, базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок. В отличие от него научное знание опирается на анализ фундаментальных основ естественных явлений и процессов, а поэтому содержит в себе больший объем истинного знания. С учетом этого можно считать, что наука система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследования и освоения процессов и явлений, происходящих в космосе, природе, обществе и человеческом явлении.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполнятся рациональным содержанием и соответствующими формами мышления возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу Логос - корневая основа логики, Однако логос не вытесняет мифологию, она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов способствует развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

Глава 2.