рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этап патристики в средневековой философии

Работа сделанна в 2000 году

Этап патристики в средневековой философии - Реферат, раздел Философия, - 2000 год - Средневековая христианская философия Этап Патристики В Средневековой Философии. Учение Августина Блаженного. Средн...

Этап патристики в средневековой философии. Учение Августина Блаженного. Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения XIV-XV в.в Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира из ничего. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена служанкой религии, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм - греч. theos - Бог, такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия еще ниже - различные частные и прикладные науки. Креационизм - лат. creatio - создание, сотворение, принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм - лат. providentia - провидение, система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение провидение - в религиозных представлениях Бог, высшее существо или его действия. В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику о которой будет рассказано ниже, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов отцов церкви, которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. В патристике выделяется три этапа 1 апологетика II-III в.в сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения 2 классическая патристика IV-V в.в систематизировавшая христианское учение 3 заключительный период VI-VIII в.в стабилизировавший догматику.

К ведущим религиозно-философским учениям поздней античности и христианство относится и неоплатонизм. Ввиду чрезвычайной важности этого направления для формирования христианской философии, а затем и истории средневековой философии как на Ближнем Востоке христианском и мусульманском, так и на европейском Западе мы рассмотрим здесь некоторые аспекты неоплатонизма. Строго говоря, неоплатоновскую философию нельзя безоговорочно относить к религиозно-философским течениям, подобным учениям Филона и гностиков.

В этих учениях религиозно-мифологическое содержание явно преобладало над философским. Последнее было представлено в них в виде разрозненных понятий и категорий в сущности внешне включенных в религиозно-мифологический контекст. Неоплатонизм же представляет co6oй систему позднеантичного идеализма, включившего в себя многие положения и образы античных в дальнейшем ближневосточных религиозно-мифологических учений сказаний.

В целом же философское содержание внес платонизме преобладает над религиозным. Основоположник неоплатоновской школы Плотин ок. 203 270 в своих Эннеадах систематизировал объективный идеализм Платона. Но свое учение он основывал также на некоторых идеях Аристотеля. Преодолевая натурализм и материализм, Плотин заимствовал, однако, некоторые идеи стоиков. В результате Плотин создал всеобъемлющую объективно-идеалистическую систему, оказавшую колоссальное влияние на последующее развитие философской мысли. Источник бытия, всего сущего в мире Плотин видел в сверхприродном начале, которое он называл Единым.

Эта идеалистическая абстракция мыслилась Плотином как чистое и простое единство, полностью исключающее всякую множественность. Единое нельзя представлять ни как мысль, ни как дух, ни как волю, потому что все они заключают в себе противоположности. Поэтому оно непознаваемо, недоступно не только чувственным, но и умственным определениям. Единое абсолют, который ни от чего не зависит, в то время как все прочее существование зависит от него непосредственно или опосредствованно.

Вместе с тем Единое безлично, оно радикально отличается от личного внеприродного бога Филона, как и от всех монотеистических религий. Радикальность этого различия с наибольшей силой проявляется в отношениях, которые существуют между Единым и стоящим ниже него небесным и тем более земным миром. Эти отношения отнюдь не свободно-волевые, каковы отношения христианского и любого другого монотеистического бога, творящего все, стоящее ниже него. Единое же Плотина не творит, а излучает из себя все прочее бытие с необходимостью естественного процесса.

Такое излучение и составляет знаменитое учение неоплатонизма об эманации. Процесс эманации менее всего следует представлять как процесс натурфилософского характера хотя для его иллюстрации неоплатоники широко использовали световые образы. Это прежде всего процесс объективно-идеалистического развития вспять от более общего и совершенного к менее общему и совершенному.

Вместе с тем в этом процессе происходит непрерывное умножение бытия как и его деградация. Единое составляет начальную, первую ипостась субстанцию бытия. Второй его ипостасью и, следовательно, первой ступенью эманации является мировой ум, в котором возникает раздвоение на субъект, поскольку мировой ум мыслит единое, и объект сам мировой ум, мыслящая интеллигенция, духовная сущность, стоящая ниже него. Аналогичную интеллигенцию, третью ипостась духовного бытия, составляет мировая душа. Она заключает в себе весь мир идей эйдосов, родовых и видовых форм, вне и без которых невозможно возникновение никаких единичных, телесных, чувственно конкретных предметов, представляющих собой предельно множественное бытие.

Но последнюю ступень деградации абсолютно духовного первоединства образует материя, которую идеалист трактует как небытие, тьму, отрицательное условие образования вещей. В этой объективно-идеалистической картине большое место занимает учение о космосе, оживляемом и направляемом мировой душой.

Но проблема космоса интересует Плотина не сама по себе, а главным образом в связи с осмыслением высшего назначения человека. Его антропология насквозь идеалистична, поскольку она связана с убеждением в существовании бессмертных душ, сформировавших в процессе эманации тела людей. Пифагорейско-платоновское учение о посмертном переселении душ из одного тела в другое продолжало играть первостепенную роль и в неоплатоновской антропологии. Задачи человека философа, по Плотину, состоят в том, чтобы положить конец этому потоку перевоплощения и добиться того, чтобы его душа, выполняя свое истинное предназначение, вернулась к своему первоисточнику к мировой душе, мировому уму и в конечном итоге к божественному первоединству.

Если процесс эманации составляет путь вниз и является последовательной деградацией идеального первоединства, то в стремлении души вернуться к первоединству заключен прямо противоположный путь. Гносеологическая концепция Плотина основана на сугубо умозрительном истолковании знания.

В система его большое место занимают математика и диалектика. Последняя трактуется прежде всего как искусство обобщения, состоящее в том, чтобы постоянно усматривать единство во множестве, являющимися основными определениями бытия. Это чисто умозрительное искусство постигает совершенно адекватно то, как действительность в процессе эманации из единой становится все более множественной познание же движется в обратном направлении.

Однако высшее напряжение познавательных усилий покидает рационально-диалектические пути, которые не позволяют постичь абсолютное праединство. Такое постижение возможно только в редкие мгновения познавательного исступления, или экстаза, когда бессмертная и бестелесная душа рвет все телесные путы и как бы сверхъестественным интуитивным охватом всех сфер .бытия прорывается к единению с породившим его праединством. В этом учении Плотина его главный мистический компонент.

Единство субъекта и объекта достигается посредством мистической интуиции, которая оторвана от рационально-логической сферы и даже противопоставлена ей. Основанный Плотином неоплатонизм стал самым влиятельным направлением позднеантичной философии. Это направление выражало главным образом мировоззренческие стремления интеллектуальных верхов империи. Вместе с тем оно стало теоретической базой, на основе которой осмысливались многовековые религиозно-мифологические представления греко-римского а затем и ближневосточного мира. К середине IV столетия окончательно замерла деятельность эпикуровского Сада в Афинах, а положения эпикуреизма стали объектом ожеточенной религиозно-идеалистической критики.

Стоицизм как целостное направление тоже фактически превратил к этому времени свое существование. Неоплатонизм же стал той философской доктриной, в рамках которой умиравшая античность подводила свои мировоззренческие итоги. Вскрывая также противоречивость основного христианского представления об Иисусе Христе как существе, сочетавшем божественную и человеческую природу, философ-идеалист обвинил христиан в атеизме, так как между богом и человеком, по его убеждению, не может быть никакой прямой связи и поэтому нельзя обожествлять смертного человека. Но если неоплатонизм как философская доктрина не нуждался в христианстве, то идеологи христианства нуждались в ряде положений неоплатоновской философии, особенно после Никейского Собора, когда встали трудные задачи систематизации сложного христианского вероучения.

В IV и V вв. происходил сложный процесс его взаимодействия с неоплатонизмом.

В эти века и сложилась ранняя христианская философия, которую принято именовать патристикой от лат. patres отцы, подразумевается церкви. II.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Средневековая христианская философия

Оно появилось около 2х тысячелетий назад. В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии.В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой… При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он… В дальнейшем проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этап патристики в средневековой философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Платонизм и Аристотелизм в философской христианской доктрине
Платонизм и Аристотелизм в философской христианской доктрине. Учение Платона об идеях. Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость. Платон Мы в действительности нечего не знаем. Плато

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги