Философия экзастециализма: САРТР

Реферат по философии на тему Сартр Sartre студента юридического факультета Международного Университета 12 группы Бытенского Валентина. Москва, 1997 Жан Поль Сартр родился 21 июня 1905 года - французский философ, представитель экзистенциализма так называемого атеистического его варианта, писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные годы - многочисленных демократических движений и организаций.Явился основателем и директором журнала Les Temps Modernes 1945. Французском институте в Берлине 1934. Преподавал философию в различных лицеях Франции 1929-39 и 1941-44 с 1944 целиком посвятил себя литературной работе.

Известность Сартру принесли роман Тошнота 1938 и сборник рассказов Стена. Основная философская работа - Бытие и ничто.Но популярность Сартр приобрел в послевоенные годы. Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием прежде всего Бергсона, Гуссерля и Хейдеггера.

Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к живому сознанию, к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами, стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в общественной жизни и так далее.Все акты деятельности рассматриваются Сартром как элементы определенной феноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного самоосуществления индивида.

Сартр рассматривает роль субъективного подлинно-личностного в процессе человеческой персонализации и исторического творчества.По Сартру, акт специфически человеческой деятельности есть акт обозначения, придания смысла тем моментам ситуации, в которых проглядывает объективность - другое, данное. Предметы лишь знаки индивидуальных человеческих значений, смысловых образований человеческой субъективности.

Вне этого они - просто данность, сырая материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.Внешние предметы - здесь просто повод для решений, выбора, который должен быть выбором самого себя. Поскольку у Сартра человеческая деятельность - в той мере, в какой она свободная и творческая лишена корней в содержании объективности, в том числе и в содержании форм опредмеченной человеческой деятельности то есть культуры, то содержанием ее оказывается натуралистически взятое содержание природы самого индивида, его уникальные биологические зависимости, события и травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом, как рок. В этой связи Сартр развивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом, который призван прояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств детства и тех специфических биологических зависимостей, в ответ на которые она себя строит.

Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий объективность и субъективность, необходимость и свобода.

Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во всеобщих формах этого бытия вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее.

Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть лишь разжатием бытия, образованием в нем трещины, дыры, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще.Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой.

Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество подонков, человек же испытывает тошноту.

В противовес всяким вообще объективным и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности.

В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на первый план выступает неприятие действительности современного общества и его культуры, выражающее сильную струю современного социального критицизма.Жить в этом обществе, согласно Сартру, как живет в нем довольное собой сознание, можно лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от решений и выбора, переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство, нацию, расу, семью, других людей.

Но и этот отказ - ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли. Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории проекта, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, собирает себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и для человека нет алиби.Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности.

Он всегда впереди, позади себя, никогда - сам. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма существование предшествует сущности По сути это означает, что всеобщие, общественно-значимые культурные объективации, которые выступают как сущности, природа человека, всеобщие идеалы, ценности и так далее, являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает.

Экзистенция и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе Критика диалектического разума Сартр формулирует этот принцип как принцип несводимости бытия к знанию.Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства проектирующего я. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как ничто.

По мысли Сартра, человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека и тем самым человек осужден на свободу.Но тогда основой подлинности аутентичности могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида История любой жизни есть история поражения.

Появляется мотив абсурдности существования Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем. Человек, по Сартру бесполезная страсть.Все эти темы своей философии Сартр развивает в виде определенной психологической диалектики жизни индивида в обществе, схемы которой он переводит также и на язык художественного творчества для экзистенциализма характерно вообще слияние философии с формами искусства.

По своему содержанию эта философия очень близка к религиозному переживанию, воспроизводит его морально-психологическую схему и своеобразную логику, но освобожденную от теистического аппарата представлений и ритуалов, от бога. Напряженность атмосферы, царящих в романах и философских трактатах Сартра как и других экзистенциалистов, часто выглядит как выражение эмоции потери бога в отчужденном мире нечто вроде религии наоборот, а самое ее содержание легко может быть расшифровано в терминах греха, бренности существования, страдания и искупления, болезненно ощущаемой вины, ответственности и так далее.

Такое сочленение экзистенциализма и религии связано с общими им элементами социального утопизма.Особенно явственными эти элементы стали у Сартра в послевоенные годы. Теория, сформулированная в Критике диалектического разума, остается экзистенциалистской. В этой работе Сартр уже включает в проект материальную обусловленность человеческой деятельности и пытается, исходя отсюда, дать картину общественно-исторического процесса как целого.

Проект обладает структурой практики. Индивид практически тотализирует выступающие в поле проекта материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю - в той же мере, в какой она - его. Строение общественно-исторического процесса должно быть понято и выведено из цельности индивидуального действия, из его логики.Но зависимость индивида в диалектике его проекта от бытия, материальную его обусловленность Сартр понимает как схему отчуждения и продолжает в качестве человеческого рассматривать лишь субъективность индивида и его отношения внутреннего с другими людьми.

Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами проекта.Объективно-материальное как таковое оказывается чуждым, колдовским, его элементом, приводящим к иррациональному отклонению всех человеческих намерений и целей.

Оно - античеловеческое. Материальность вещи или института есть радикальное отрицание изобретения или творчества и через социальную материю и материальное отрицание как инертное единство человек конституируется в качестве другого, чем человек.Таким образом, исторический процесс рассматривается в плане экзистенциалистской антитезы социальных отношений и отношений непосредственно человеческих, а объективно-социальное бытие введено в структуру индивидуального проекта в виде мифологической силы. Сумма отношений, складывающихся в этой области, очерченной взаимодействием и борьбой между человеческим и античеловеческим внутри проекта, и является, по Сартру, источником исторических судеб людей, скрытым двигателем истории.

Но это скорее движение судьбы.Сартр завершил курс философии в 1929, когда разразился мировой экономический кризис. Он был степендиатом Французского института в Берлине в 1934, когда гитлеризм угрожал миру разрушением всех человеческих ценностей.

Во французской университетской культуре тогда господствовал абстрактный идеализм Брюнсвика. Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа должен был, следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из этого хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться от мира, отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое свобода.Сознание - это именно то, что не увязает в себе, это противоположность в себе, дыра в бытии, отсутствие, ничто.

Это сознание свободы человека есть в то же время сознание одиночества человечества и его ответственности ничто в Бытии не обеспечивает и не гарантирует ценности и возможности успеха действия.Существование - это именно переживаемый опыт субъективности и трансцендентности, свободы и ответственности. Воспроизводя формулу Достоевского Если бога нет, все позволено, Сартр добавляет Это отправная точка экзистенциализма.

Этот способ восприятия мира, подкрепленный у Сартра изучением Кьеркегора, Хейдеггера и Гуссерля, нашел выражение прежде всего в его психологических этюдах и романах. Он изучает прежде всего воображение, в котором открывается существенный акт сознания суть его в том, чтобы отстраниться от данного мира в себе и оказаться в присутствии того, что отсутствует. Акт воображения - магический акт это колдовство, заставляющее появиться вещь, которая желательна.Романы Сартра переводят тот же опыт в план морали или политики в Тошноте Сартр показывает, что мир не имеет смысла, Я не имеет цели. Через акт сознания и выбора Я придает миру значение и ценность. Докторская диссертация Сартра Бытие и ничто - изложение в философской форме пережитого опыта.

Отправляясь от основной идеи экзистенциализма - существование предшествует сущности Сартр пытается избежать одновременно и материализма, и идеализма.Идеализма потому, что он предстает перед ним только в гегелианской форме Действительность измеряется сознанием и потому, что, следуя в этом Гуссерлю, он утверждает, что сознание есть всегда сознание чего-либо какой-либо вещи. Материализма - потому, что, по его мнению, бытие не порождает сознание, для себя не может быть порождением в себе. В действительности концепция Сартра является эклектичной он дает в качестве отправного пункта некое в себе, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что оно нацеленное сознанием и является его основой.

Но если сознание есть цель, то как оно могло родиться, поскольку в себе, по исходному определению, ничего не происходит.

Это противоречие Сартр никогда не мог преодолеть, хотя не оставлял попытки это сделать. Причина этого в том, что его отправная точка глубоко индивидуалистическая. Сартр остается пленником экзистенциалистской, субъективистской настроенности. По причине своих исходных постулатов Сартр не может выйти за рамки позитивизма, агностицизма и субъективности.Даже в своей последней философской работе Критика диалектического разума он противопоставляет позитивистский разум, который должен довольствоваться пределами естественных наук, разуму диалектическому, единственно достойному называться разумом, поскольку он позволяет понимать, а не только предугадывать, но который применим только для наук о человеке.

В области морали Сартр не смог выйти за пределы своего изначального индивидуализма.Он может превозносить и ответственность и свободу индивидуума, но он не может ответить на вопрос, что же нужно делать с этой свободой.

Сартр, безусловно, заметная фигура в писательском и философском мире. Он также появлялся и на политической арене. Например, выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом всемирного совета мира. Философ закончил свой жизненный путь совсем недавно, в 1980 году.