Философское наследие Г.С.Сковороды

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Г. С. СКОВОРОДЫ Научный руководитель академик Кочергин А.H. Сидоренков Павел Николаевич 1 курс 13 группа Москва, 1995 Введение. Путь ГригориЯ СаввиЧа Сковороды в Философию. ФилософскаЯ Система Сковороды. СвЯзь Философского НаследиЯ Сковороды с Современностью.ЗаклюЧение. Литература. 17 Введение.Имя украинского философа и поэта-баснописца Григория Саввича Сковороды 1722 - 1794 , по-видимому, занимает не очень высокий рейтинг среди имен знаменитых философов.

Во всяком случае, это имя ни разу не было упомянуто ни в замечательных Очерках античного символизма и мифологии А.Ф. Лосева, ни в самом новейшем учебнике по философии автор Радугин А. А претендующем на соответствие требованиям Государственного стандарта . Критическая литература по творчеству Сковороды также несколько скудна.Тем не менее, по мнению автора данного реферата, философская система Г. С. Сковороды не только оригинальна, но и достаточно современна.

Просто она еще ждет своего востребования. А. Ф. Лосев был прав, когда он выставил требование , что чтобы понимать и излагать Платона надо не замалчивать собственных слов самого Платона Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии , М 1993, с7. Можно выставить такие же требования и в отношении понимания других философов и, в частности, Г. С. Сковороды.Выбор философского наследия Сковороды в качестве темы реферата сделан автором вполне сознательно.

Многие положения в этом наследии автор разделяет и заостряет внимание на тех моментах, которые считает для себя очень важными. В этом смысле данный реферат следует рассматривать как автореферат. Тематически он состоит из трех частей. В первой части кратко излагаются биографические данные и предфилософский путь Г. С. Сковороды. Во второй - собственно философская система Сковороды, а в третьей - связь философского наследия Сковороды с современностью.Путь Григория Саввича Сковороды в Философию.

Путь Г. С. Сковороды в философию был долгим. Из прожитых 72-х лет он отдал философской работе лишь последние 25 лет своей жизни. Только в 70-80-х годах XVIII века он начал создавать свои философские диалоги, трактаты, притчи и, странствуя по Украине, стал проповедовать свое философское учение. А путь длинною почти в 50 лет был только подготовкой к этому странствию в образе старчика - бродячего философа-наставника.Из чего же складывался этот предфилософский путь? Григорий Саввич Сковорода родился на Полтавщине в семье малоземельного казака.

Несколько лет с перерывами он учился в Киево-Могилянской академии. Затем пребывал в придворной капелле в Петербурге.В составе посольской миссии был несколько лет в Венгрии. После возвращения работал преподавателем - сначала в Переяславской семинарии преподавал поэтику , а затем в Харьковском коллегиуме читал курс лекций по этике . Из Харьковского коллегиума он был изгнан за прочитанный им курс христианского добронравия , концепция которого не совпадала с официально-церковной.

За годы, потраченные на обучение и преподавание, у него не только накапливался жизненный опыт, но и формировалось осознанное отношение к миру, его проблемам.Приобретение жизненного опыта и формирование мировоззрения происходило под действием сочетания двух взаимодополняющих и даже благоприятных факторов его многосторонней одаренности, с одной стороны, и резко меняющейся социальной обстановки - с другой.

Биографы отмечают, что у Сковороды был глубокий ум, феноменальная память, поэтические способности, исключительно музыкальный слух и голос он писал стихи, сочинял музыку, играл на нескольких инструментах, имел способности к рисованию.Своеобразие исторического момента состояло в том, что это было время освобождения от феодального гнета и первоначального накопления капитала, сопровождавшегося моральным растлением, корыстолюбием, алчностью, развратом, властью вещей, духовной опустошенностью.

Особенность творческого поведения Григория Сковороды которое затем отразилось и на характере его философского учения состояла в том, что при отрицательном отношении к миру, погрязшему в корыстолюбии, он избрал такую позитивную форму борьбы со злом, при которой центр тяжести из области критики политических отношений в обществе был перемещен в сферу просвещения, культуры, нравственности и морали.Причем его собственный образ жизни полностью совпадал с тем учением, которое он сам проповедовал.

В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные произведения. Он написал около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен под названием Басни Харьковские , сделал переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве, золоте и власти, Сковорода прославляет человека малых желаний и ограниченных материальных потребностей.Басни Сковороды по своему идейному содержанию служат как бы прелюдией к его философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его главных философских принципов.

Его суть состоит в признании законными и естественными только тех потребностей и стремлений человека, которые соответствуют природному, а не социальному различию людей. Мораль сила его басен часто превышает их непосредственный сюжет.Необходимость перехода от сочинения басен непосредственно к философскому творчеству особенно явно ощущается в морали басни N19 Свет и тьма, тление и вечность, вера и нечестие - мир весь составляют и одно другому нужно. Кто тьма - будь тьмою, а сын света - да будет свет. От плодов их познайте их Сковорода Г. С. Сочинения , М 1973, Т. 1, с. 91. Поскольку тема реферата имеет философскую направленность, то ограничим предфилософский период указанными фактами и перейдем непосредственно к анализу философской системы Сковороды.

Философская Система Сковороды.Мир ловил меня, но не поймал Г. С. Сковорода Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку.

Основа этой системы заключается в существовании двух натур и трех миров . Расшифровка существования двух натур следует непосредственно из трактата О Боге Весь мир состоит из двух натур одна - видимая, другая - невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая - бог. У древних бог называется ум всемирный.Ему ж у них были разные имена, например натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и пр. А у христиан знатнейшие ему имена следующие дух, господь, царь, отец, ум, истина, Что касается видимой натуры, то ей также не одно имя, например вещество или материя, земля, плоть, тень, и пр. Сковорода Г. С. Сочинения , М 1973, Т. 1, с. 113. Вопрос о боге, который составляет первооснову всего сущего - высшую всех причин причину , внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды.

Своим представлением о боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, придерживающейся библейской легенды о сотворении мира богом в течение шести дней. В отличие от церковного, его бог - вечное начало - неуловим и невидим, так как он, присутствуя во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, временной и пространственной характеристики . Такое понимание бога, отождествляемого с природой, получило в философии название пантеизма.

Сам термин пантеизм был впервые введен английским философом Джоном Толандом 1670 - 1722 , хотя представления о тождестве бога и природы были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой 1632 - 1677 . Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму.

У него бог и материя сосуществуют наряду, хотя невидимая натура всегда первична - т.е. у Сковороды цель развития материи задана богом априори.Поскольку любое развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития.

Эти границы саморазвития заданы богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных богом - природными законами - границ. Разберем теперь, что же скрывается под существованием трех миров , каждый из которых также обладает двумя натурами - видимой и невидимой. Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм.Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире, составленном из параллельных бесчисленных мир-миров.

В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур - постижение их внутреннего смысла, ибо через внутреннюю сущность отдельных вещей можно постичь тайные пружины развития всей Вселенной . При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, определяемую мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.Вторым из трех миров является малый мир - микрокосм - мир человека.

Обратимся к трактату под названием Симфония, нареченная книга АСХАНЬ, о познании самого себя . В этом трактате от имени одного из действующих лиц - Друга - задается вопрос с последующим на него ответом А что же такое Человек? Что бы оно ни было дело ли, действие ли, или слово - все то пустая пустошь, если оно не получило события своего в самом человеке Вся разная плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в человеке и пожирается в человеке Все, что там только именуется, даже до последней черты, до крошечной точки - все нуждою обязано во исполнение прийти в самом человеке . Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме.

С позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены.Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к богу без посредников, ибо богом является сама природа, а человек - ее творение познавая бога - познает самого себя. В этом смысле Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемости мира. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножение человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья.

Скорее наоборот чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть его потребности.

Эта мысль особенно ярко выражена в Притче, нареченной Евродий Будь доволен малым. За многим не гонись. Сетей, простертых на лов, вельми берегись.Я вам предсказываю - роскошно не жить! На таковых-то всегда закидывают сети. Триста пали в неволю по горячей страсти, шестьсот плачут в болезнях за временны сласти Сковорода Г. С. Сочинения , М 1973, Т. 2, с. 118. Что же касается счастья, то как будет показано ниже, оно связано не с удовлетворением все возрастающих материальных потребностей, а с радостью сродственного труда . Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как мир есть пир беснующихся, торжище шатающихся, море волнующихся, ад мучающихся , а в другом, как мир же есть море потопляющихся, страна моровую язвою прокаженных, ограда лютых львов, острог плененных, торжище блудников, удка сластолюбивая, печь, распаляющая похоти, пир беснующихся, лик и хоровод пьяно-сумасбродных, и не отрезвятся, пока не устанут, кратко сказать, слепцы за слепцом в бездну грядущие . Возможность преодоления человеком моральных пороков Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека.

Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук. Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека. Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном итоге, выражается через взаимодействие с определенным видом труда.

Тема сродного труда - эта одна из самых важнейших тем, развиваемых Сковородой.

Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, что приобрела значение общего принципа, определяющего не только человеческое счастье, но даже смысл человеческого бытия. Третьим - из существующих трех миров - является символический мир, отождествляемый Сковородой с Библией.Библии также приписывается существование двух натур - внешней знак и внутренней - смысл . Сковорода считает, что представленные в Библии легенды - это фантазия, обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл, полезное и поучительное знание - с другой.

Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с глубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма - это случайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура - это истинный источник красоты.Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природными склонностями. Связь Философского Наследия Сковороды с Современностью.

Решение мировых проблем людям следует искать в самих себе Аурелио Печчеи Основатель знаменитого Римского клуба Аурелио Печчеи не дожил до того момента, когда Конференция ООН под названием Окружающая Среда и Развитие Рио-де- Жанейро, 1992 вынесла приговор всему человечеству.

Конференция признала, что траектория развития человечества беспреспективна и опасна - она ведет не только к обострению социальных конфликтов, но и к конфликту человека с природой.В философском учении Сковороды не только самым сильным и ярким, но и самым важным для современности является тезис о счастье человека и человечества в целом. В предыдущих главах указывалось, что в учении Сковороды счастье человека не связывается с все более полным удовлетворением его потребностей ведь именно так понимается счастье как западным обществом потребления, так и обществом, строившим до недавнего времени социализм . У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни.

Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть раскрывается через изречение Сократа иной живет на то, чтоб есть, а я - де ем на то, чтоб жить - которым Сковорода открывает свой трактат под названием Икона Алкивиадская Сковорода Г. С. Сочинения , М 1973, Т. 2, с. 7. Своим пониманием счастья Сковорода как бы защищает человеческую природу от примитивного ее сведения к потреблению и своекорыстию.

Сам он избрал такой образ жизни, который по его словам помогал ему не жить лучше , а быть лучше . Стремление быть лучше он связывал с понятием чистой совести лучше час честно жить, чем скверно целый день . Наибольшей глубины тезис о счастье достигает на том моменте, когда Сковорода определяет саму суть честной жизни и чистой совести . Оказывается суть эта вскрывается через трудовую деятельность человека. У Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести.

У него труд - это не обязанность, не долг, не принуждение как общество считает сегодня , а, наоборот, свободное влечение человека. Процес труда рассматривается как наслаждение и ощущение счастья даже вне зависимости от его результатов.Такому труду Сковорода дает определение сродный . Разделение людей, занимающихся сродным и несродным трудом - это и есть самая глубокая мысль, на которую можно опереться при решении современных проблем человечества.

Мысль о том, что счастье человека заключается в труде, и что труд сделал обезьяну человеком, посещала многих философов и раньше. Но вот определение труда с позиций или источника свободы и счастья, или источника страдания и несчастья людей встречается довольно редко.У Сковороды впервые эта тема определилась как главная и в литературных произведениях, и в философских трактатах.

Все его творчество исходит из понимания того, что человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным счастьем - сродный труд. Труд же несродный - источник деградации и человека, и человеческого общества.Современный экологический кризис - это свидетельство того, что человечество занимается в основном несродным трудом и еще не осознало роль сродного труда, связанного с сущностью самого человека. Только на основе познания человеком своих природных способностей - своей функции в природе, можно перейти на перспективную траекторию развития.

Передовая часть человечества чутко улавливает эту мысль Сковороды. Она отражена в словах Аурелио Печчеи, взятых в качестве эпиграфа. Мировая общественность сейчас признает, что счастье и мир на планете зависит в большей степени ни от того, что люли умеют делать, а от того, на что направлена их деятельность. Занятие сродным трудом накладывает отпечаток и на образ жизни человека.Биографы Сковороды, например, утверждают, что писатель Лев Толстой любил Сковороду именно за то, ято его образ жизни гармонировал с его учением.

Сам же Толстой страдал от дисгармонии между собственным учением и бессилием порвать с жизнью, не соответствующей его идеалам. Но можно привести и другой пример. У писателя, чье творчество достигает высоты философской мысли и еще ждет своего читателя - Михаила Пришвина, образ жизни полностью сливался с его творчеством.Его диалог с читателем через дневники, которые он вел в течение всей жизни, где он отражал особенность каждого текущего дня, можно сравнить с философскими трактатами и диалогами Сковороды.

М. М. Пришвин занимался именно сродным трудом не только по содержанию труда, но и по форме. Как и Сковорода, он отказался от непосредственной политической борьбы и занялся просветительской деятельностью. Пришвин углубляет тему сродного труда художественными приемами.У него при занятии сродным трудом конфликты разрешаются не через борьбу-возмездие, которую люди непрерывно ведут между собой за обладание материальным богатством, а через борьбу, оканчивающуюся творческим ростом человека при такой борьбе и ветка растет . Созвучно мыслям Сковороды и высказывание Пришвина о том, что жизнь человека измеряется не количеством прожитых лет, а качеством дней . Заключение.Философское наследие Г. С. Сковороды многогранно.

Оно охватывает самые различные аспекты человеческой жизни науку, религию, культуру, искусство.Вполне естественно, что обо всем написать невозможно, да и у автора реферата нет таких глубоких знаний по каждому из направлений.

Однако, что можно однозначно утверждать, так это то, что все грани опираются на общий центральный стержень, рассматривающий проблему природы человека и его назначения. Этот стержень включает в себя и сам образ Сковороды, подтвердившего практикой жизни силу своего учения. Нет особой нужды писать о том, что учение Сковороды возникло не на пустом месте.Можно лишь отметить, что еще греческий философ Сократ 470-399 до н.э на чьи изречения часто опирался Сковорода, считал нравственность-добродетель и знание-мудрость тождественными понятиями. Странствия Сковороды в образе старчика также напоминают проповедывания Сократом своих идей на улицах и площадях.

Значимость философского наследия Г. С. Сковороды в том, что на него можно опереться в наше непростое время, когда человек навлекает на себя опасность результатами своего же труда, когда при увеличении числа храмов сохраняется рост преступности, когда труд человека потерял всякую привлекательность, а жизнь стала бесцельной если она не связана с накоплением капитала и незащищенной.

Многие из перечисленных проблем могут получить развязку. если воскресить тему сродного труда, поставленную Сковородой почти 250 лет назад. Несмотря на то, что эта тема получила развитие в русской литературе, она все еще ждет своего постижения. В заключение отмечу, что интерес к философии Сковороды проявляю уже давно.Нахожу много общих положений у него и у писателя М. М. Пришвина, в атмосферу творчества которого погружен почти с рождения.

Моей победе в Международном конкурсе на Лучшее послание в ООН , обеспечившей мне участие в юбилейных торжествах по случаю 50-летия принятия устава ООН Сан-Франциско, июнь, 1995 , я во многом обязан литературному наследию М. М. Пришвина и философскому наследию Сковороды.В дневниках Пришвина и в баснях и трактатах Сковороды я почти всегда нахожу ответы на многие возникающие у меня вопросы.

Литература. 1. История философии в СССР, в 5 томах, М 1970 2. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии , М 1993 3. Пришвин М. М Дневники, в 3 томах Т. 1 1914 - 1917 гг М 1991 Т. 2 1918 - 1919 гг М 1994 Т. 3 1920 - 1922 гг , М 1995 4. Радугин А. А. Философия курс лекций , М 1995 5. Сковорода Г. С Собрание сочинений, в 2 томах, М 1973 6. Философская энциклопедия, в 5 томах, М 1970.