Л Е К Ц И Я № 25. Критерии истины

Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и за­ключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетли­вость. Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают.

В качестве критерия истины выдвигались общезначимость(то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху — прагматизм; то, что соответству­ет условному соглашению — конвенционализм; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины со­держались отдельные рациональные идеи: важная роль чувствен­ности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Одна­ко указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили за пределы самого знания.

Критерий истины(от греч. kriterion — «мерило для оценки че­го-либо») — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерием истины является общественная практика. На­учные теории получают свою окончательную проверку в практи­ке: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мы­сли на практике могут быть различными.

Часто практическая проверкаосуществляется опосредованным путем. Так, установление истинности того или иного утвержде­ния проходит путь логического доказательства и в результате опи­рается на практическую проверку некоторых исходных положе-

53


ний теории, которые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает пре­вращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогаща­ются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми. Это связано с тем, что сама общественная практика и способы со­поставления через практику научных теорий с действительно­стью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью под­твердить или опровергнуть то или иное человеческое представ­ление.

Проверка знания «на истину»практикой не есть какой-то одно­разовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. Это значит, что критерий практики одновременно определенен и неопределенен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретиче­ские или иные положения.