Л Е К Ц И Я № 31. Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей —всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлени­ем, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под про­тивоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоис­ключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противо­положностей. Единство противоположностей относительно, вре­менно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное един­ство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс ра­звития. Вот почему этот закон — ядро диалектики. В нем наибо­лее четко противопоставлено диалектическое рассудочное мы­шление — метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а един­ство существует рядом с многообразием.

Родоначальник диалектики противоречий — Гераклит. Элей-цы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и све­ли к средству опровержения движения и многообразия («отрица­тельная динамика» — апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бру­но. И. Кант«устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв ве­ли к идее диалектического противоречия (И. Фихте, Ф. Шел­линг, Г. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Гегеля. По Гегелю каждый предмет обладает двумя главными качествами — сходством и различием. Сходство,

68


или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нём есть что-то, что нарушает его тождествен­ность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит — к дви­жению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон позна­ния (и закон объективного мира) — В. И. Ленин.

Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров, и пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона — основа его методологических функций в познании. Этот закон определя­ет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры — «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводит­ся к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в дви­жении к его разрешению. Понять диалектическое противоре­чие — значит понять, как оно развивается и разрешается.