Специфика средневекового философствования.

1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Биб­лия — книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет — объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея — единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире — исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика — искусство толкования Завета: Библия — пол­ный свод законов бытия — критерий истинности. Текст Писания — начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).

3. Дидактизм — назидательность, учительство: общая установ­ка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасе­нию, к Богу. Форма — трактат, диалог учителя и внемлющего уче-

84


ника. Главное качество — энциклопедичность, виртуозное зна­ние Святого Писания и владение в совершенстве формальной ло­гикой Аристотеля.

Общий дух — оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин — мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.