Л Е К Ц И Я № 40. Философия Нового времени

Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, со­циальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли ма­нуфактурное производство, рост мировой торговли, мореплава­ние, военное дело. Идеал человека — предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддержива­ют науку: образование академий наук, научных обществ (Лондон­ское королевское общество — Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже — естественно-научная академия).

В науке — опытно-экспериментальные исследования и мате­матические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения), появление алгебры, дифференциального и ин­тегрального исчислений, аналитической геометрии. Научные ис­следования объединяются в одном экспериментально-математи­ческом методе познания.

Ведущая наука о движении тел — механика, сыгравшая огром­ную методологическую роль в формировании философско-миро-воззренческих взглядов XVII в.

Философия связана с социологической не только через есте­ствознание, но и религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернати­вой «или... или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности — деизм, концепция двух истин — божественной и природной. С новой силой начинается полемика в форме эмпиризма и ра­ционализма: чем является основа подлинного знания — разумом или опытом?

То есть, в XVII в. в Европе возникла новая философия на иде­ях самоценности разума и важности целенаправленного экспери­ментально-опытного изучения мира.

92


Выделяют два основных направления: эмпиризм и рациона­лизм.

Эмпиризм— чувственный опыт — единственный источник знаний:

1) идеалистический эмпиризм (Беркин, Юм). Опыт — сово­купность ощущений и представлений;

2) величина мира — величина опыта;

3) материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс). Источник чувственного опыта — внешний мир.

Рационализм— на первом плане — логическое основание нау­ки, разум — источник познания и критерий истинности.