Л Е К Ц И Я № 5 . Бытие как всеохватывающая реальность

Бытие— категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, ми­ра в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возни­кли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Понятие целостности мираформировалось спонтанно: благо­даря богатому духовному опыту развития мифологии, религии, искусства ему предшествовали промежуточные понятия и кон­цепции. В результате возникла новая установка в познании и по­нимании окружающего мира. Если для греческих натурфилософов раннего периода действительность — многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то для их последо­вателей (первый — Парменид) — это вопрос всеобщей и постоян­ной основы этих изменений, которая и была названа бытием.

Бытие— производное от слов «быть», «есть» — в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.

Учение о бытии — онтология —важный раздел философского знания.

В основе понятия «бытие»— убежденность человека, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Един­ство этих сторон составляет структуру понятия бытия.

Мы непоколебимо верим, что при всех потрясениях в приро­де и обществе мир стабилен, вечен, является нашей жизненной опорой, истинным бытием. Понятие именно о таком мире соста­вляет смыслообразующую основу человеческой деятельности.

Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развива­ется и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, же­ланий и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспе­чивают существование человека.

11


Бытие как исходное понятие — лишь начальный пункт фило­софского размышления о мире и человеке. Оно становится содер­жательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодей­ствие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерми­низм.