Общая схема мирового развития:

1) сверхвременное движение абсолютной идеи в области чи­стой мысли в восходящем ряду все более конкретных катего­рий (бытие — ничто — становление; качество — количество — мера; сущность — явление — действительность — понятие — объект — идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружение себя в природу — в состояние инобытия, и возвращение в себя — через воплощение в человеке — в формах психической деятельности (в мышлении, в осозна­нии себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальность «объективного духа» (право, мо­раль и нравственность — семья, гражданское общество, госу­дарство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, филосо­фия как формы самосознания духа).

103


Противоречие по И. Канту — внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Г. Гегелем в новных трудах: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Основатель теории противоречия — Гераклит. Смысл диалектического противоре­чия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существен­ный момент в определении предмета. Противоречие пронизыва­ет всю философию Г. Гегеля. Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая ка­тегория, являясь результатом противоречия, содержит в себе но­вое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последова­тельный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалек­тические принципы, законы и категории, которые образуют си­стему гегелевской диалектики. История — «прогресс духа в созна­нии свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Анализируя категорию отчуждения, предметную деятель­ность, Г. Гегель рассматривает человека и историю как результат его собственного труда. Осуществление буржуазно-демократиче­ских требований Г. Гегель видел в компромиссе с феодально-со­словным строем в рамках конституционной монархии. Произве­дения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».