Для аспирантов

Раздел 1. Исторические типы философствования

 

Зарождение философии. Философия как рационально-умозрительный способ постижения единства мира и человека. Потребность обобщения многообразных духовных достижений культуры как основание зарождения философского мировоззрения. Отличие философии от мифологии и религии. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии на Западе и Востоке. Специфика религиозно-мифологического мировоззрения Древнего Китая. Классические книги китайской образованности. «И цзин». Философствующий тип мудреца (Лао-цзы, Кун Фу-цзы). Возникновение индийской философии как оппозиция брахманизму (Веды, Упанишады, Бхагавадгита). Крито-микенская культура – основа древнегреческой философии. Поэмы Гомера и Гесиода. Языческая религия и орфические мистерии. «Семь мудрецов» Эллады.

Тип философствования как выражение особенностей взаимоотношения человека и мира в конкретно-исторический период развития культуры.

Космоцентрический тип философствования. Античная натурфилософия и поиск «первооснов»: ионийские «физики», пифагорейство. Идея космического порядка. Элеаты: открытие бытия (Парменид) и рождение диалектики (Зенон). Эмпедокл и «четыре корня». Атомизм Демокрита. Софисты и Сократ: изменение представлений о сути философии. «Открытие» человека. Диалектический метод Сократа. Философская направленность диалогов Платона. Метафизика и гносеология Платона. Учение Аристотеля о форме и материи. Гносеология и логика Аристотеля. Аристотель о соотношении философского и конкретно-научного знания. Интерес к человеческой индивидуальности в эллинистическую эпоху (кинизм, эпикурейство, стоицизм). Плотин и конец древней языческой философии.

Теоцентрический тип философствования. Средние века: философия в условиях господства религиозного сознания и религиозной культуры. Реализация рационального потенциала античной философии в христианском мировоззрении. Бытие как отношение между человеком и Богом – основа религиозно-теоретического философствования. Проблема соотношения веры и знания, философии и теологии. Влияние философии на характер теологии; философия – «служанка» богословия. Фома Аквинский: попытка синтеза философии и теологии, создание вероучения в формах здравого смысла. Средневековый номинализм и реализм: спор об универсалиях. Влияние религии на развитие науки, хозяйства, права и искусства в XIII-XIV вв.

Антропоцентрический тип философствования. Возрождение – эпоха преодоления религиозного образа жизни и религиозных ценностей, догматики и схоластики. «Ученое незнание» Николая Кузанского. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Проблема человека в контексте гуманистических идеалов эпохи Возрождения: самоценность и уникальность человеческой личности, свобода как условие ее творческого самовыражения и утверждения. Скептицизм М. Монтеня. Наука – опора свободомыслия. Формирование новой картины мира (Н. Коперник, Г. Галилей). Пантеизм натурфилософии эпохи Возрождения (Дж. Бруно). Реформация и проблема человеческой индивидуальности. Протестантская этика и дух предпринимательства в контексте антропоцентрического типа философствования.

Научно-рационалистический тип философствования. Экспериментально-математическое естествознание (XVII в.) и его роль в формировании нового типа философствования. Поиск причин заблуждения человеческого разума и разработка методов познания. Ф. Бэкон и обоснование эмпиризма; метод индукции. Рационализм Р. Декарта и принцип методического сомнения; дедукция. Развитие методологии познания в учениях Дж. Локка, Г.В. Лейбница. Решение проблем единства знания и нравственности, свободы и необходимости Б. Спинозой. Гносеологический скептицизм Д. Юма. Роль гносеологической проблематики в формировании метафизической онтологии (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).

Просветительский тип философствования. Осмысление роли свободы, равенства, культуры, воспитания, образования в совершенствовании человека и общества как отличительная черта философствования в эпоху Просвещения. Свободомыслие и критика религии (Вольтер). Просветительский материализм и сенсуализм. Учение о естественных правах человека и «общественном договоре» (Ж.Ж. Руссо). Влияние идей Просвещения на немецкую классическую философию.

Спекулятивно-рационалистический тип философствования. Обращение к традиционным проблемам античной философии – основа развития классической рационалистической философии. Особенности немецкой классической философской мысли. Критическая философия И. Канта: несостоятельность претензий разума на абсолютное знание Бога, природного и нравственного мира человека. «Категорический императив» как закон практического разума. Абсолютный идеализм Гегеля – кульминация классического рационализма. Место логики в философской системе Гегеля. Диалектика и концепция исторической закономерности. Проблемы морали, права, государства и гражданского общества в философии Гегеля.

«Конец» классической немецкой философии, ее преодоление и возрождение в философии XIX-XX вв. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Этика любви и принцип индивидуальности. К. Маркс о философии как духовной квинтэссенции эпохи. Философия политической экономии («Критика политической экономии», «Капитал»). Материалистическое понимание истории. Роль Ф. Энгельса в разъяснении сути марксизма. «Западный марксизм» XX века (А. Грамши, Д. Лукач, Л. Альтюссер).

Иррационалистический тип философствования как выражение кризиса классической рациональности. Расширение горизонта философского осмысления процессов природного мира и жизни человека. Воля как метафизическая основа мироздания. А. Шопенгауэр: мир как воля и представление. «Воля к власти» и «переоценка ценностей» Ф. Ницше. Критика рационализма С. Кьеркегором.

Позитивистский тип философствования. Противопоставление науки и метафизики – отличительная черта позитивистского типа философствования. Позитивистская методология: сенсуализм, редукционизм, сциентизм. Принцип верификации как критерий научности знания. Формально-логический анализ – средство решения методологических проблем. Постпозитивизм: концепция науки и принцип фальсифицируемости научных теорий (К. Поппер).

Феноменологический тип философствования. Теоретические предпосылки, задачи и метод феноменологии (Э. Гуссерль). Концепция философии как строгой науки. Интенциональность сознания. Культура и ценности человеческого бытия. Влияние феноменологии на экзистенциализм и герменевтику.

Экзистенциалистский тип философствования. Индивидуальная человеческая личность как объект философской рефлексии. Существование – процесс формирования личностью своей индивидуальной сущности. Три аспекта человеческого существования: «в-себе-бытие», «для-себя-бытие», «бытие-для-других» (Ж.-П. Сартр). Экзистенциальные противоречия индивидуального человеческого бытия. Проблема выбора и ответственности. Экзистенциализм и гуманитарное знание.

Герменевтический тип философствования. Герменевтика как теория интерпретаций. Понимание и истолкование. Принцип «герменевтического круга». Понимание – фундаментальный способ человеческого бытия (М. Хайдеггер). Интерпретация (Г. Гадамер) и «конфликт интерпретаций» (П. Рикер).

Прагматистский тип философствования. Прагматизм и эмпиризм. Проблемы семиотики, логики, методологии науки в философии прагматизма (Ч. Пирс, Д. Дьюи). Толкование истины как полезного мнения, направляющего действие. Неопрагматизм Р. Рорти: истина как «то, во что для нас лучше верить».

Основные тенденции философии конца ХХ века: попытки синтеза различных философских направлений и поиски новой модели рациональности. Постмодернистский тип философствования. Постмодернизм как синтез постструктурализма и деконструктивизма. Постмодернистский плюрализм, фрагментарность, релятивизм и иррационализм. Философствование «по краям». Нарратив как особая манера философствования (Ж.-П. Лиотар). Ирония. Ризоматическое мировидение (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Постмодернистские мировоззренческие перспективы в философии.

Русская философия в контексте развития мировой философской мысли: общее и особенное. Становление философской мысли на Руси и ее рассредоточение в контексте культуры, специфику которой определяет христианство (XI-XVII вв.). Формирование образа мыслителя – монаха, «философствующего во Христе». Истоки русской религиозной историософии.

Влияние западноевропейской науки и философии на развитие светской философии в России (XVIII в.). Просветительство и философские взгляды М. Ломоносова, А. Радищева. Становление традиции университетской философии.

XIX век – период расцвета национального русского самосознания. Историософия П. Чаадаева. Славянофильство и западничество в русской культуре и филосо­фии: спор о судьбе и предназначении России. Соборность как метафизический принцип бытия (А. Хомяков). Философская мысль русской радикальной демократии 50-60 гг. XIX века (Н. Чернышевский, Д. Писарев). «Философия всеединства» В. Соловьева; философия истории и моральная философия. Русский религиозно-философский «ренессанс» конца XIX – начала ХХ вв.: о путях религиозного обновления и духовное обоснование общественного идеала (Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Булгаков, А. Лосев и др.). Русский космизм: осмысление проблемы будущего России и человечества (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

Философская мысль после 1917 года: творчество советских философов, русское зарубежье.

Современное состояние философии в России: проблемы, тенденции.