А) Духовный уровень

Шрила Прабхупада объяснил, что духовного учителя можно принять из числа вайшнавов различных категорий. В 1968 году он писал Джанардане следующим образом: "Как правило, духовный учитель принадлежит к числу вечных спутников из личного окружении Господа; однако любой, кто строго следует принципам, которые проповедуют такие вечно освобожденные души, поднимается до их уровня. (…) Освобожденный ачарья или гуру не может совершить никаких ошибок, но даже те, кто не обладает всеми необходимыми качествами или не достиг освобождения, могут выступать в роли гуру или ачарьи, строго следуя принципам ученической преемственности".

В "Нектаре наставлений" Шрила Прабхупада говорит почти то же самое, добавляя, что если гуру не обладает достаточной духовной силой, он не способен вести ученика должным образом. "Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама-адхикари. Вайшнавы-неофиты и вайшнавы, стоящие на средней ступени, тоже могут принимать учеников, но только из числа преданных того же уровня, и при этом нужно отдавать себе отчет в том, что последние, действуя под их недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни" ("Нектар наставлений" 5, комм.).

 

И снова в "Чайтанья-чаритамрите" Шрила Прабхупада определяет две категории гуру: освобожденные и "другие". "Существует два вида духовных учителей, дающих наставления. Один - это освобожденная личность, полностью погруженная в медитацию в преданном служении, а другой - тот, кто пробуждает в ученике духовное сознание, давая ему уместные наставления. Таким образом, указания в духовной жизни различаются с точки зрения объективного и субъективного способа их получения" (Ч.-ч. Ади 1.47, комм.).*

____________________________________________________

* В Приложении 11 подробно обсуждается значение этих слов Шрилы Прабхупады в свете различных уровней шикша-гуру и исходящих от них наставлений. Мы рекомендуем читателю обратиться к этому приложению, поскольку данный комментарий цитируется в книге достаточно часто.

____________________________________________________________

 

Как явствует из вышесказанного, в зависимости от своего духовного могущества все учителя делятся на две основные категории. К первой относятся освобожденные, или маха-бхагаваты, а ко второй - еще не достигшие освобождения, из числа преданных-неофитов или вайшнавов, находящихся на промежуточном уровне. Такое утверждение относится ко всем типам гуру, включая шикша- и дикша-гуру.

 

Уместным было бы выяснить, с какого уровня духовный учитель, не достигший освобождения, обладает достаточной квалификацией, чтобы вести ученика? Нет никаких сомнений, что достигший освобождения гуру может делать это неизмеримо лучшим образом, глубоко понимая природу ученика и давая ему все необходимые наставления в духовной жизни. Хотя в главе пятнадцатой обсуждается этикет в отношениях с гуру, обладающими различным духовным могуществом, мы не ставили целью описать в этой книге все подробности, связанные с данной сравнительной оценкой. Непреложным остается тот факт, что все гуру - освобожденные или нет - являются представителями Бога и должны почитаться на одном уровне с Ним. Хотя возможны некоторые различия в форме и степени выражения почтения, несомненно, что все они, являясь представителями Верховного Господа, его заслуживают. Почему? Как уже говорилось ранее, "любой, кто дает духовные наставления на основе священных писаний, является духовным учителем".

 

Подводя итог, можно сказать, что все гуру обладают различной духовной силой и в целом делятся на освобожденных и не достигших освобождения. В любом случае, необходимо видеть их единство с Господом Кришной и выражать почтение, которое соответствует сакшад-хари.

 

В следующем отрывке из комментария к "Чайтанья-чаритамрите" (Ади, 1.46) Шрила Прабхупада показывает, каким образом ученику следует принимать своего гуру в качестве представителя Господа, даже если тот называет себя вайшнавом низкого уровня. "Отношения ученика с духовным учителем - это то же самое, что и взаимоотношения с Верховным Господом. Гуру всегда считает себя нижайшим, смиренным слугой Личности Бога, но ученик должен видеть в нем проявление Самого Господа, Его представителя".

 

Ниже описывается, каким образом учителя принимают на себя различные обязательства.