На мочайет йах самупета мртйум

"Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или полубогом, которому поклоняются простые смертные".

Шрила Прабхупада комментирует стих следующим образом: "…Каждый, кто становится отцом или духовным учителем, должен хорошо сознавать свою ответственность за детей или учеников. Добросовестно исполнять эти обязанности может только тот, кто способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти".

Отец, в традиционном понимании этого слова, обязан заботиться о сыне до конца своей жизни. Он никогда не считает эту обязанность "исполненной" и до последнего вздоха готов на любую жертву ради детей. Таково его положение. Поэтому лишь тот гуру, который принимает на себя полную ответственность за ученика, может спасти его из круговорота рождения и смерти. Остальные могут давать наставления, но не всегда и не при всех обстоятельствах находятся рядом, чтобы помочь ученику применить указания писаний на практике.

 

В последующих цитатах Шрила Прабхупада подтверждает, что гуру, давший посвящение, полностью отвечает за то, чтобы, в конечном счете, ученик смог достичь успеха в своей духовной жизни. Это не поспешный ритуал или короткосрочное указание. Напротив, это очень серьезное, долговременное обязательство, требующее энергичных усилий.

"Из этого стиха мы узнаем о смысле духовного посвящения, а также об обязанностях гуру и ученика. Долг духовного учителя - объяснить ученику, как отречься от мирской жизни и неуклонно следовать по пути домой, в обитель Бога" (Бхаг. 6.5.123, комм.).

В следующем письме Шрила Прабхупада, выступая в роли учителя, давшего посвящение, гарантирует своему ученику достижение успеха - при условии, что тот будет следовать данному процессу.

 

"Сейчас я принимаю тебя, как своего ученика. Теперь ты обязан согласиться неукоснительно следовать всем правилам и предписаниям, а также действовать под руководством моих представителей - регионального члена Джи-Би-Си и Президента Храма. И если ты будешь строго следовать данному процессу, твоя жизнь увенчается успехом, и я смогу гарантировать тебе возвращение домой, к Богу" (письмо Бхакти Тиртхе Махарадже, 16 февраля 1973 года).

Нет сомнений в том, что Шрила Прабхупада принимает здесь обязательство. Интересно отметить, что частью данного им процесса является служение под руководством его представителей, шикша-гуру. Во времена Шрилы Прабхупады практически вся ответственность за руководство повседневным служением была возложена на старших преданных.

 

Итак, общая картина такова, что шикша-гуру могут брать на себя различные обязательства по отношению к ученику (включая полное обязательство). С другой стороны, дикша-гуру обязан принять полную ответственность за то, чтобы ученик смог достичь успеха в духовной жизни. Шрила Прабхупада говорил, что духовный учитель готов снова придти в материальный мир ради спасения искреннего ученика.

 

Мы сравнительно долго обсуждали обязательства гуру, дающего посвящение, с целью подчеркнуть ту ответственную роль, которую он берет на себя. Все дикша-гуру ИСККОН, которые в настоящее время путешествуют и принимают учеников во всем мире, должны осознавать всю серьезность и глубину ответственности, которой они себя связывают.

 

Подводя итог данному разделу, снова упомянем, что гуру различаются между собой по определенным характеристикам. Существуют освобожденные и не достигшие освобождения духовные учителя, и среди них есть те, кто берут полное обязательство за спасение ученика, а также те, кто принимает ответственность в меньшей степени. То, каким образом нужно строить свои отношения с учителями различного духовного уровня и разной степени ответственности, будет обсуждаться в последующих главах.