Принятие ответственности за ученика

 

Передавая своим ученикам духовное знание, гуру-вайшнавы преследуют как ближайшую, так и конечную цели. Если описать их вкратце, ближайшая цель заключается в том, чтобы передать знание, которое со временем разовьется в его полное применение на практике. Конечная же цель всех наставлений - вырвать ученика из круговорота рождения и смерти и вернуть его обратно к Кришне.

 

Если духовный учитель ведет ученика к чему-либо, что не является конечной целью, говорится, что он принял на себя ограниченную ответственность. В случае, когда гуру продолжает давать ученику наставления, терпеливо ведя его до тех пор, пока созревший росток преданности не принесет плода любви к Богу, считается, что духовный учитель принял на себя полную ответственность.

 

Существует много примеров того, как вайшнавы берут на себя различные уровни ответственности.

 

а) Учитель наставляет в определенном предмете лишь в течение данного промежутка времени, после чего ученик завершает образование, а также свое общение с гуру. Хотя он остается в долгу перед учителем за полученное знание, этот наставник принял на себя ограниченную ответственность дать специальное образование, но не больше того.

 

б) Шикша-гуру может давать наставления и обучать различным аспектам философии с целью духовного возвышения ученика, но не следит за практическим применением или последствиями такого обучения. Он принял ответственность давать наставления в сознании Кришны, не гарантируя долгосрочного эффекта своего обучения. Либо он раскрывает различные аспекты науки преданного служения, но не несет обязательства за их полное развитие в духовной жизни ученика.

 

в) Хотя родители имеют склонность к личной пожизненной ответственности за своих детей, это не всегда происходит именно так с духовной точки зрения. Их первейшей задачей является подготовка ребенка для воспитания в гурукуле, после чего начатую ими работу продолжит гуру. Такая ответственность родителей тоже считается ограниченной.

 

г) Санньяси, брахманы и старшие преданные, читая лекцию по "Бхагаватам", в течение короткого времени выступают в роли наставников. Хотя от них исходят как вдохновение, так и наставления, это осуществляется не в порядке индивидуального подхода и завершается по окончании лекции. Такого рода наставничество также характерно для принятия ограниченных обязательств.

 

Это были примеры гуру, берущих ограниченную ответственность за ученика. К следующему типу относятся духовные учителя, принимающие обет привести ученика обратно к Богу. Ради достижения поставленной цели они готовы даже прийти в материальный мир снова. Это считается полным обязательством. Шрила Прабхупада объяснял: "Духовный учитель, которого мы однажды приняли, берет ответственность за ученика. И ученик также обязан подчиняться своему учителю пожизненно, навеки. Таковы их взаимоотношения" (лекция, Лос-Анжелес, 24 сентября 1972 г.).

 

Подобные отношения очень тесно связывают ученика с его гуру. Благодаря такой силе их личной связи духовный учитель ради высшей цели готов даже принять на себя реакции за греховные поступки ученика. "Точно так же, когда Духовный Учитель принимает ученика, который предается Ему, Он обязан взвалить на себя бремя греховных реакций ученика" (письмо, 19 сентября 1969 г.).

 

Высший пример ответственности, которую принимает гуру, был явлен Шрилой Прабхупадой. Он пожертвовал собой ради спасения всего мира, и преданные находятся в вечном долгу перед ним, за то, что он взял на себя такую ответственность. Он говорил: "Что касается меня самого, мой духовный учитель, Его Божественная Милость Ом Вишнупада Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада приказал мне взять ответственность за распространение сознания Кришны в западном мире" ("Наука самоосознания", глава 8).

Гуру различаются покровительством, которое они предоставляют ученику. Преданный, который знает, что один гуру защитит его при любых обстоятельствах, в то время как другой даст обучение, не принимая на себя особой ответственности, сможет понять отличие между ними и непременно ответит соответствующим образом.