Веди меня от нереального к реальному, веди меня из тьмы к свету, веди меня от смерти к бессмертию”.

Основной интуицией индо-арийской философской рефлексии становится представление о бессмысленности земного бытия и стремление к некоему трансцендентному смыслу. Этим смыслом должен оказаться некий Абсолют, источник всякого бытия, начало и конец мироздания.

Тексты Упанишад повествуют, что, когда ученик спросил мудреца Яджнявалкью, сколько существует богов, он ответил: три тысячи триста три. Ученик, чувствуя, что учитель не сказал ему всей правды, продолжал настаивать на своём вопросе. Яджнявалкья ответил: эти три тысячи триста три бога – только проявления, богов же – тридцать три. В конце концов он признал, что Бог только один.

Примечателен ещё один диалог из Упанишад. Отшельник говорит сыну:

Иными словами, существует некая субстанция, которая является принципом единства. Она присутствует в человеке, и в то же время является началом Вселенной. Если войти в себя, сольёшься с мировым Абсолютом. Это и есть Атман.

Тексты гласят:

Его облик невозможно увидеть,