Саткарьявада

Согласно общему мнению исследователей, йога принадлежит к системам саткарьявада, признающим, что следствие находится в причине: следствие не есть созданием нового, но проявлением заключенного в причине. Эти системы можно разделить на: 1) паринамаваду, согласно которым следствие является реальной трансформацией, (паринама) причины; из важнейших к ним принадлежат классическая санкхья, ведантическая система Рамануджи (вишиштадвайта, ограниченный монизм) и, согласно общему мнению исследователей, йога; 2) вивартаваду, считающие следствие нереальным проявлением (виварта) причины – буддизм махаяны и адвайта Шанкары. Системы, утверждающие, что следствие не содержится в причине, называются асаткарьявада: ньяя, вайшешика, буддизм хинаяны, частично миманса, а также материализм. Другое их название – арамбхавада (от арамбха – начало). Джайнизм определяется как садасаткарьявада, или доктрина о следствии, "существующем" и одновременно "не существующем" в причине. К этой доктрине приближается философия Кумариллы, творца одной из школ мимансы.