Преобразование сознания

Чтобы иметь возможность приблизиться к описанию природы этих субъекта и объекта (членов пары), нужно проследить, хотя бы фрагментарно, видоизменения сознания на пути к этому наивысшему познанию.

Сперва требуется относительное очищение сознания (читта), устранение рассеянности, что есть непременным условием достижения сравнительно устойчивого, неподвижного состояния, свободного от процессов изменения. В качестве препятствий (антарайя) к достижению этого состояния, которые поочередно выявляются в ходе духовного развития, "Йогасутры" перечисляют болезнь, апатию, нерешительность (колебания), несосредоточенность (духовную лень), недостаток сил, неустойчивость акта познания (блуждание от объекта к объекту), недостижение высшего уровня сознания, а также неутверждение в нем (I.30). О рассеянности, точнее, – склонности к рассеянности (викешпа), не устраненной из сознания, свидетельствуют следующие симптомы: страдание, плохое самочувствие, дрожь тела, вдох и выдох (I.31).7

С помощью многочисленных особых методов, изложенных в I и II книгах "Йогасутр", можно устранить рассеянность, что соответствует относительному очищению или успокоению (прадасана) сознания и достижению его неизменного, неподвижного состояния (стхити). В это время многообразие изменчивых явлений в сознании сокращается до минимума (I.41), и его можно сравнить с кристаллом: "Заключено в нем то, чем оно окрашено".

Сказано, что сознание окрашивают три вещи. В нем проявляются три феномена, составляющих его явленность в форме неподвижного состояния. Эта триада возникает вследствие окрашивания сознания тремя вещами, которые лежат за пределами налично явленной сферы сознания. Сознание как бы погружается в состояние (входит в состав) этих трех вещей, что называется самапатти, или погружением (в состояние чего-либо). Это воспринимающий субъект (драхитр), инструмент восприятия (драхана) и воспринимаемый объект (драхья).

На низшем уровне преобразования сознания, называемом самапатти, воспринимаемый объект смешан с так называемыми викальпами (образованиями, созданными фантазией), которые представляют собой понятия, "знание" (джняна) значения слов (шабдартха). Такое состояние определяется, как самапатти с витаркой8 (I.42).

Эти понятия основываются на значении слов и порождаются так называемыми санскарами (образованиями в диспозиционной сфере сознания).9

Когда это состояние очищено от воспоминаний, в сознании появляется сама вещь (артхаматра), в нем отражается собственный, подлинный вид вещи. Такое состояние называется самапатти без витарки; объект (вишая) сознания в нем грубый (стхула). К этому объекту относятся так называемые грубые элементы (стхула – или махабхуты), соответствующие пяти стихиям греческой философии. В I.40 говорится, что, когда сознание очищено, его власть (владения) простирается от мельчайшего атома (параману) до бесконечности. Отсюда следует, что весь микро- и макрокосм заключен в сознании, раз оно имеет над ним власть; "Йогасутры", однако, не уточняют, имеет ли это место уже в самапатти без витарки или только на высших его ступенях.

Высшие ступени самапатти описывать очень трудно, так как определяемый объект уже не имеет пространственных характеристик, – последним грубым объектом в самапатти без витарки была стихия акаша, которая в этой системе, скорее всего, соответствует принципу привычного нам пространства, а не эфиру, его наполняющему.

В случае тонкого (сукшма) объекта сознания мы имеем, подобно описанному самапатти с грубым объектом, самапатти с вичарой, или проникновением. В нем окраска сознания тонким объектом смешана с воспоминаниями, проникающими из предшествующего самапатти с грубым объектом. Эти воспоминания уже не связаны с общими понятиями, так как последние отпали при самапатти без витарки, но представляют собой "наполнение" (пратьяя) сознания воспоминаниями о предшествующем интуитивном (беспонятийном), непосредственном переживании грубого объекта. Наличие такого наполнения обусловлено санскарой, порожденной предыдущим, более низким самапатти. Когда состояние очищается от вышеназванного воспоминания, имеет место самапатти без вичары: в сознании появляется сам тонкий предмет, происходит наполнение его (пратьяя) лишь тонким предметом. Поэтому III.3 говорит, что в самадхи10 пратьяя как бы (ива) лишена своей формы или природы (рупа), поскольку "старая" пратьяя, к которой мы привыкли (воспоминание о "прошлом" предмете), отпадает. Новый предмет тоньше, подлинней, и едва он воцаряется в сознании, создается впечатление, будто наполнение отсутствует, так как другой пратьяи нет и сравнивать не с чем. Когда же одно наполнение (пратьяя) соседствовало с другим, причем одно было более грубым, а второе – более тонким, присутствие его ясно ощущалось.