Уровни "объектной" реальности

Чем выше уровни самапатти, тем подлинней воспринимаемый объект. В самих "Йогасутрах" эти тонкие объекты сознания не упоминаются. Говорится только, что тонкая предметность (вишаятва) сознания простирается вплоть до так называемой алинги, включает алингу (I.45). Термин алинга встречается еще раз в сутре II.19:

вишешаавишешалингаматраалингани гунапарвани

"Вишеша, авишеша, одна только линга и алинга состоят из гун".

Теперь, чтобы уяснить, какого рода реальность должна быть конечным объектом интуитивно-непосредственного познания, следует по очереди объяснить значение этих специальных терминов.

Термин "вишеша" означает "различие", "неоднородность", "различение" и т.д.11 В "Йогасутрах" вишеша один раз употребляется как онтологический, а другой раз – как эпистемологический термин. В рассматриваемой сутре он употреблен в онтологическом смысле и обозначает "то, что различается" (в качестве множественных предметов – бхеда).

Это так называемые таттвы, первоэлементы реальности, которые видоизменяются затем в многообразие физических и психических объектов.12

Авишеша – то, что не различается. Это те таттвы, которые пребывают "над" вишешами, составляя их причину и подлинную природу, но не различаясь в качестве множественных объектов, оставаясь неизменными и единичными.13

Реальностью выше их есть "одна только линга" (лингаматра), только то, что "намечено", на чем что-то обозначается, намечается. Это не что иное, как "широчайшее", наивысшее и наичистейшее сознание (читта), природа которого – проявление себя и других предметов. Оно настолько чисто, что в нем отражаются, окрашивают его и на нем обозначаются подлинный объект (алинга, о которой сейчас пойдет речь) и подлинный субъект (члены пары). В ней заключены и из нее проистекают все низшие по отношению к ней первоэлементы реальности – вишеша и авишеша. Они "развертываются" из нее, разделяясь затем на индивидуальные сознания с присущими им психическими органами, а также на различные предметы, воспринимаемые как физические, пребывающие вне индивидуальных сознаний, манасов. Она "испещрена" (цитра) бесчисленными созданиями (сравн. IV.23).

Но окончательной причиной всех этих созданий, пребывающих в линге, т.е. в чистом сознании, есть алинга – нечто вне линги и причина самой линги. В санкхье, у комментаторов и в до-классической литературе синонимом алинги служит авьякта – "непроявленное". Алинга как таковая – это не проявление линги, она не заключена в линге, но проявляется ею в том смысле, что линга, или чистое сознание, окрашивается ею, отражает ее в себе. Именно в этом смысле говорится (I.45 ), что тонкая предметность простирается вплоть до алинги включительно. В чистом сознании находится (татстха), только отражение алинги. На низших уровнях самапатти наличное сознание (не чистейшее и "широчайшее") тоже лишь окрашивается тем или иным предметом; в нем находится не сам этот предмет, но лишь его окраска, отражение. Однако по мере дальнейшего очищения сознания или в более высоком самапатти, трансцендентный наличному сознанию предмет становится имманентным, и оно окрашивается новым, более подлинным объектом, – сущностью данного предмета, трансцендентной этому более высокому сознанию, которое его отражает. В сознании находится лишь его окраска, пратьяя.