Познание истины

Когда достигнуто самое совершенное самапатти без вичары, в котором сознание окрашено алингой, "очищается" высшее "я" (I.47). Сознание окрашивается истинным субъектом (драштр) и объектом (дришья) познания. Тогда оно имеет явленным в себе любой предмет (сарвартха) (IV.23), сознает всю реальность. Это так называемое состояние наивысшего сосредоточения с семенем (сабиджасамадхи)14 (I.46), ибо из него, этого состояния, вырастает все древо мира. Такое состояние служит основой (биджа) всех прочих предметов, которые коренятся в нем. Все, что находится в нем, это бхава (абстрактум от бху – быть). Бхава означает то, что существует, живет, находится в высшем сознании и только в сознании. Ибо сущность бхавы – вне сознания, действительные объект и субъект лишь окрашивают его. Этому высшему сознанию присуще сверхпознание (праджня), полное истины (ританбхара, I.48). Оно отличается от познания истины, воспринятой от кого-то посредством слов (агама) и, следовательно, от возвещенного откровения (шрута). Оно отличается и от истинного познания, основанного на рассуждении (анумана), так как в последнем случае объект смешан с общими понятиями, продуктами манаса, этого неизбежного компонента индивидуального сознания. Объект высшего сознания иной (аньявишая), он являет вещь как таковую (вишешартхатват) – частную, особенную, а не всеобщую. Это истинно-познавательное (прамана) явление в сознании (вритти) типа пратьякши.15 Только это состояние свободно от неведения (авидьи), ибо в нем сознание окрашено как истинным объектом познания, который именуется предметом "зрения", "зримым" (дришья), так и субъектом "зрения" или "зрящим"; таким образом, здесь нет ложного отождествления познающего субъекта с познаваемым объектом. Этому состоянию свойственно различающее познание (вивекакхьяти), непосредственное различение того, что "зрящий" не есть "зримое".