Пуруша как бытие

В совершенном самапатти без вичары, как уже говорилось, очищено высшее "я" (адхьяатмапарасада) и нет отождествления "зрящего" со "зримым" (субъекта с объектом, – членов пары, окрашивающей сознание); в опытно-познавательном плане вся реальность, проявленная в сознании на уровне наивысшего познания, делится на этих зрящего (драштр) и зримое (дришья). В онтологическом же плане объекту "зрения" (зримому) соответствуют гуны, ибо истинный объект "зрения" (равно как и частный, обособленный) состоит из гун. То, что вне гун, определяется термином пуруша.

Этимологически "пуруша" значит "мужчина" (муж), "человек", "особа". Отсюда возник философский термин (встречается, начиная уже с основных собраний Вед) в значении "космической души", "духа", "всеобщего, высшего Я", "истинного Я" – и т.д., в зависимости от того или иного решения исходных философских проблем. В "Йогасутрах" пуруша противопоставлен гунам ( I.16, IV.34) и наитончайшей из них, саттве (III.34, 49, 55). Пуруша понимается здесь однозначно: он пребывает вне сознания (читта), запределен сознанию. Явлено лишь его отражение, которое есть наивысшим "я" (адхьяатма) в сознании. Пуруша отличен от гун. Сутра III.35 говорит: саттвапурушайор атьяантасанкирнайох, что значит "пуруша и саттва – вещи абсолютно несоединимые". Следовательно, пуруша полностью, абсолютно запределен гунам или всей "объектной реальности" (вишаятва). Он – сущность субъекта, субъектное бытие.