Подлинный и явленный зрящий

Напротив, зрящий бывает двух видов. На это указывают сутры I.3, 4 и II.20. Начнем с последней; звучит она следующим образом:

драшта дришиматра шуддхо'пи пратьяянупашья

"Зрящий (драштр) – само только (сущность, матра) "зрение" (дриши, субъект зрения), хотя (апи) "чист" (шуддха), смотрит как пратьяя (смотрит на пратьяю? пратьяянупашья)".

Зрящий – само только дриши. Дриши тут может значить "тот или то, что видит", может также означать какой-то принцип зрения, смотрения.

Соединение с "матра" (само только) еще больше подчеркивает его сущностность – это то, благодаря чему что-то есть этим, а не чем-то иным – или то, благодаря чему что-то есть самим собою. "Дришиматра" означает поэтому "саму только субъектность зрения", "само только зрение". Автору явно не хватает слов, он хочет объяснить, что это сама сущность субъекта видения, сама причина, "источник" того, что наличествует в сознании как зрящий.

Он "чист" (шуддха). Термин шуддха и другие его синонимы в индийской философии часто имеют очень тонкое значение для определения высшей реальности, субстанции, абсолюта, сущности чего-либо. Тут это слово может означать, что зрящий есть чистым бытием; оно может значить также "очищенный", т.е. что зрящий очищен от гун, тождествен пуруше в противоположность зрящему другого рода, о котором еще пойдет речь. Оно может означать "чистый" или "очищенный" от гун в смысле абсолютной несмешиваемости с ними, абсолютной запредельности гунам (III.35). На возможность такой интерпретации указывает то, что непосредственно предшествующая сутра (II.19) перечисляет уровни объектной реальности, состоящие из гун. В противоположность этому автор говорит, что "зрящий" в своей сущности чист от гун.

Кроме чистого зрящего, субъектности как таковой, есть и другой зрящий – отражение первого в сознании, пратьяя, то есть наполнение им сознания. Наличный "смотрящий" зрящий – это пратьяя в сознании.22

После выражения шуддха добавлена энклитическая частица апи. Она может означать "хотя", "даже" или иметь другое, непереводимое подчеркивающее значение. Независимо от смыслового оттенка апи, высказывание в II.20 представляет собой логический многочлен.

Следовательно, зрящий бывает и чистым и пратьяе-смотрящим.

Поэтому термин "зрящий" в "Йогасутрах" следует понимать как общее понятие, которое охватывает две разные вещи: чистого зрящего, подлинную сущность явленного зрящего, абсолютно не смешанную с гунами, свободную от гун, а также отражение этого первого в саттве (субстрате сознания), которое и есть наличным, явленным зрящим. Утверждение о том, что зрящий, будучи чем-то одним, одновременно и чистый и пратьяе-смотрящий, явно противоречиво; поэтому "зрящий" – общее понятие, охватывающее две вещи, которые имеют некоторые общие черты. В самом деле, явленный зрящий имеет что-то от природы истинного зрящего, – ведь он все-таки служит его отражением в сознании, – подобно тому, как отражение солнца в воде имеет что-то от природы самого солнца. Подробное описание двоякого зрящего дано в I.2-4:

Йогаш читтавриттиниродха

"Йога – это сдерживание явлений в сознании".

тада драштух сварупе'вастханам

"Тогда зрящий (пребывает) в состоянии своей подлинной природы".

вритти сарупьям итаратра

"Или (в противном случае, другая возможность) имеет природу, общую с явлением".

Тут описаны две ступени йоги или обуздания явлений в сознании (вритти): когда сдержаны все эти явления, имеет место йога без сознавания (асанпраджнята, I.18); когда же сдержаны все, кроме последнего, истинно-познавательного явления (прамана) типа непосредственной очевидности (пратьякша), иначе называемого различающим познанием (вивекакхьяти), имеем йогу с сознаванием (санпраджнята).

В первом случае зрящий пребывает в своей собственной природе (сварупа), что соответствует чистому (шуддха), подлинному зрящему из вышеприведенной II.20.

Во втором случае зрящий имеет общую природу с явлением в сознании, это явленный зрящий, соответствующий наличному "зрящему" или пратьяе-смотрящему субъекту из II.20.

Из этого следует, что, с одной стороны, речь идет о зрящем, или субъекте, который есть бытием, а с другой, – о зрящем, или субъекте, который есть явлением в сознании.

В различающем познании, вивекакхьяти, центром различения, – тем, кто различает, – выступает именно этот явленный зрящий. Различая, что сам он, будучи отражением в сознании, состоит не из гун, он различает также, что он не есть сознанием, тоже гуническим (поскольку субстратом даже наитончайшего сознания есть гуна саттва).

Этот явленный зрящий называется господином (повелителем, прабху, – IV.18). Все доступно его познанию, и он имеет впасть над любым существованием в сознании (над всем тем, что находится в сознании, или над всякой бхавой – III.49).

В этом различающем познании познаваем любой объект (сарвавишая) во всех отношениях, или любые способы существования объектов (сарвартхавишая); все это познается не во временной последовательности изменении (паринама), а мгновенно (акрама, III.54). Вечность и бесконечность познаются в одном мгновении. По всей вероятности, мгновение и вечность тут тождественны.

Это познание освобождает (III.54), как бы переносит зрящего в его собственную, подлинную природу вне объектной реальности как таковой, – в состояние, называемое йогой без сознавания (асанпраджнята) или сосредоточением без семени (нирбиджа самадхи). Целью развития есть утверждение в этом состоянии вне сознания, состоянии пуруши, отличного и свободного от гун. Это состояние называется кайвальей.