Ощущение Дающего вызывает в творении совершенно новое состояние – ощущение стыда.

Ощущение стыда - главное отличие четвертого состояния от совершенного первого состояния, в котором творение тоже получило весь свет. Разница между этими состояниями в том, что в четвертом состоянии творение уже осознает, что Творец − дающий, совершенный, абсолютно ни в чем не нуждающийся, поэтому вечный; а я − нуждающийся, желающий наполниться наслаждением, исходящим от Него, желающий быть таким, как Он, но не способный достичь такого совершенства.

Этот перепад - между желанием, которое во мне, и наполнением, которое мы называем свет, рождает огромный диссонанс внутри кли, огромное напряжение, при котором бесконечное наполнение, становится невыносимым. Именно ощущение разницы между чувством наполнения совершенными свойствами Дающего, свойствами света и собственным желанием получить, которое противоположно свойствам Дающего, рождает в творении стыд (См. Рис. 13).

 

Рис. 13.

 

Ощущение стыда вынуждает творение отказаться от наполнения. В четвертой стадии состояние творения подобно тому, которое было в первой стадии. Отказ от наполнения приводит творение к состоянию, подобному тому, какое было во второй стадии.

Кли полностью выталкивает из себя весь свет, потому что ощущает свое состояние низким по отношению к Творцу. Нам уже известно, что желание творения в четвертой стадии - это его собственное желание, развившееся в нем самостоятельно, с учетом воздействия первых трех стадий в нем. Новое состояние, когда свет изгоняется, называется «Цимцум» (Сокращение). После отказа от получения света творение находится в состоянии «Цимцум Алеф», (ЦА, Первое Сокращение).

Итак, творение изгнало из себя весь свет и отказалось от его дальнейшего получения из-за ощущения невыносимого стыда, перекрывающего ощущение наслаждения от получения света.

И в нашем мире, если бы мы могли правильно произвести расчет, правильно почувствовать себя и дающего, мы бы ощущали такой стыд, что не смогли бы ничего ни от кого получать. Но, поскольку мы пребываем в скрытии, то находимся в огрублении наших чувств и всегда находим себе какие-то оправдания для получения: «Он мне дает, потому что ему это приятно, все получают...», и так далее. То есть, мы всегда делаем какие-то расчеты. Находясь в бессознательном относительно духовного состояния ощущении только нашего мира, мы все равно подсознательно ищем оправдание получению. Это происходит автоматически, иначе мы бы не смогли ничего получать.

Итак, мы рассмотрели первые четыре стадии распространения прямого света, то есть прямого направления распространения света от Творца к творению. Последняя, четвертая стадия называется творением.

И на этом, со стороны Творца прекращается действие творения. Он своим прямым воздействием создал желание, полностью наполнил его наслаждением и своим присутствием, а, начиная с четвертой стадии, творение начинает действовать как бы самостоятельно (См. Рис 14).

 

Рис. 14.

 

В четвертой стадии в творении есть созданное желание и два воздействия на него: ощущение Дающего и наслаждение от получения света. Именно эти три параметра и рождают затем все, что происходит с творением.

Первое, что происходит с ним, это Цимцум Алеф, исторжение из себя света. Творение остается пустым. Свет уходит, уходит и ощущение Дающего, которое вызвало Сокращение. В состоянии Сокращения я не желаю ощущать Дающего. Я хотел бы избавиться только от ощущения Дающего, но и наслаждение уходит вместе с ним. Оба эти ощущения приходят ко мне вместе, поэтому у меня нет никакой возможности существовать в ощущении только одного из них, и я отказываюсь сразу от обоих ощущений и остаюсь пустым.

Ощущение творением пустоты, следующее состояние после ощущения мира Бесконечности, называется мир Сокращения. На следующих этапах развития в этом пустом от света пространстве образуются миры, о которых мы говорили выше, в том числе и наш мир. Все миры существуют в пустоте, подобно тому, как в пустоте возникла Вселенная со звездами, туманностями, планетами, со всем тем, что наполняет теперь место, когда-то бывшее пустым (См. Рис. 15).

 

Рис. 15.

 

Мы не ощущаем места, в котором существуем. Если бы мы убрали все наполнение, и осталось бы абсолютно пустое пространство, мы бы никак не смогли его ощутить. Мы что-то ощущаем и измеряем только по контрасту между тем, что наполняет больше или меньше. Саму пустоту мы ощутить не можем. Мы с вами стремимся приобрести внутренние инструменты для того, чтобы ощущать пустоту, себя относительно нее и относительно наполнения. Это и есть методика развития ощущения мира Бесконечности, создание души в человеке.

Вот как пишет об этом Ари, великий каббалист, живший в Цфате (есть такой маленький городок в Израиле) в 16 веке, в своей книге «Древо Жизни»:

 

Знай, до начала творения был лишь Высший,

Все собой заполняющий свет,