Учение о Боге и Его воплощениях

Учение о Боге у хлыстов очень неопределенное. Пронизано библейскими мотивами, т.к. все-таки признают Его как личность.

С одной стороны, они учат, что Бог пребывает во всей природе, но только в людях достигает полного самооткровения, но с др.стороны, они признают Бога существом личным (есть такая тенденция), сознательно отделяющим себя от мира. Бог, по учению хлыстов, один по существу и по лицу , но открывает себя в мире различно, то в образе Г.Саваофа, то в образе И.Христа, то в образе Св.Духа. При этом хлысты считали, что они почитают Св.Троицу. Сын Божий у них не Бог, не личность, не ипостась, а просвещающая неипостасная сила Божия, или слово Божие. Истинным сыном божиим, т.е.христом, м.быть любой человек, просвещенный Богом и знающий его волю, т.е.человек, крый может достигнуть нравственного совершенства – может именоваться христом. Дух Святой – это сила, через крую Бог воздействует на людей, их освящает, благословляет, она безыпостасна и безличностна. По вере хлыстов, Бог – это дух, вездесущий, вечный, всемогущий; однако этот бог не может существовать сам по себе, ему нужна какая-то материальная оболочка, форма, некий сосуд, обрамление. Они не мыслили божество вне тела, у них было грубоантропоморфичное представление о Боге, и если у Бога нет тела, то на небесах ему не удержаться, поэтому некрые исследователи полагали, что Бог живет среди хлыстов, сначала он пребывал в Д.Фил., а потом в других хлыстах, Бог пребывает только в хлыстовском роде.

христос – это не личность и не ипостась, это некий человек (определенное состояние). Когда человек достигает определенного состояния в хлыстовской святости, тогда он считается христом